Римма Авшалумова: Насильно не поможешь

Привет, это Римма Авшалумова. Уже три с половиной года я рассказываю вам вдохновляющие истории об успехах фонда «Константа», который помогает семьям в Тверской области выходить из трудных ситуаций. А сегодня я хочу поделиться неудачей. Почти провалом, но с робкими проблесками надежды. Или, возможно, и без них.

Весной мы с фотографом Наташей Платоновой посетили Ольгу М. Тогда органы опеки забрали младшего сына Ольги. В возвращении мальчика домой участвовал благотворительный фонд «Константа», который уже десять лет поддерживает семьи с детьми в Тверской области в кризисные моменты. Однако я так и не смогла написать красивую историю о том, как все меняется к лучшему после помощи. Обычно мы на примерах конкретных семей показываем, как работает системная профессиональная помощь и что за абстрактными словами стоят живые люди, оказавшиеся в беде.

Пожар, домашнее насилие, смерть одного из родителей, потеря работы — любое происшествие не просто выбивает из колеи, но и может поставить под угрозу безопасность детей в семье. Наша поддержка позволяет им вновь почувствовать почву под ногами. Для многих героев уже тот факт, что им помогли десятки незнакомых людей, становится мощным стимулом выбраться из жизненной ямы и начать заново.

Ольга одна растит двоих сыновей в крошечной полуторакомнатной халупе с низким потолком и старой печкой. На стенах ветхого сруба висят детские рисунки и вязаные игрушки. Из-за болезни Ольга почти лишилась зрения, и отказывается ложиться в больницу, боясь оставить детей одних. Она рассказывает, что старший сын Костя, пока она лежала в больнице, набрал кредитов, а после ей пришлось отбиваться от коллекторов, так как банки не проверили его инвалидность и ограниченную дееспособность. Костя уже 23, но стать опорой для мамы ему не суждено. Лишь его пенсия по инвалидности позволяет им не умереть с голоду в трудные времена.

Младший, 13-летний Захар, стал не только светом в жизни матери, но и бесконечной головной болью. Залюбленный до невозможности, он умело манипулирует Ольгой, прогуливает школу, а на её замечания отвечает: «Это всё твое неправильное воспитание. Зря ты меня не порола». Ольга показывает на телефоне фотографию Захара — яркого шалуна с пронзительным взглядом. Мальчик связался с плохой компанией и весной попался на краже велосипеда. Он был отправлен на три недели в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, но, вернувшись, снова ушел в загул. Органы опеки приняли решение отправить его в социально-реабилитационный центр, дав Ольге время на ремонт дома и поиск решений.

Именно в этот момент о семье узнали в «Константе». Инспектора опеки обратились в фонд с просьбой помочь. Обычно в таких ситуациях с семьей работают несколько специалистов, так как дело не ограничивается только деньгами. Людям в кризисе часто требуется помощь психолога, юриста и даже нарколога. Поддержка координатора, который всегда на связи, становится решающей.

Когда фонд только начал работать с Ольгой, всем казалось, что исправить ситуацию будет несложно. Она не злоупотребляла алкоголем, была готова сотрудничать и даже нашла работу. Захар на встрече с специалистами признал, что осознал, к чему может привести его дружба с плохими товарищами. Ольга произвела на меня впечатление человека, загнанного в угол многолетней нищетой и одиночеством, которая пытается вырастить своих мальчиков.

Формально историю Ольги М. можно было бы считать победой «Константы»: летом Захар вернулся к маме, крыша в доме больше не течет, газ подключен, дом стал безопасным. Но навести порядок оказалось самой простой задачей. Ольга, признавая свою любовь к сыну как созависимость, отказалась от работы с психологом. Она плакала, что не может ни о чем думать, пока Захар не вернется домой.

Проблемы не закончились: Захар вернулся и снова ушел в загул. Он обзавелся новыми сомнительными знакомыми и вновь начал прогуливать школу. Сейчас он в розыске, и когда полиция его найдет, его снова отправят в социально-реабилитационный центр. Ольга в слезах, бросила работу и ищет сына по местам, где его можно встретить. Отказ от сотрудничества с психологом и отсутствие мотивации у мамы ставят под угрозу любые усилия специалистов.

В «Константе» понимают, что впереди их ждет долгий путь. Ольга знает, что фонд всегда на связи и поможет, когда она будет готова выйти из кризиса. Для меня история Ольги — самая печальная из всех, что я узнала за годы работы с фондом. Я интересуюсь судьбами своих героев, и хотя никто из них не стал миллиардером, они продолжают жить, работать и расти детей. Все они знают, к кому обратиться за помощью в трудных ситуациях.

Самая трогательная история — когда папа-одиночка, которому фонд помог справиться с зависимостью от алкоголя, спустя полтора года сам обратился за консультацией к наркологу, чтобы не сорваться.

Неудачи случаются, и в такие моменты важно не опускать руки, не выгорать, а продолжать работать. Поэтому я делюсь этой историей, чтобы она не осталась незамеченной. Пожалуйста, поддержите фонд «Константа»! Благодаря системной работе специалистов фонда сотни детей в Тверской области не попадают в сиротские учреждения, оставаясь с родителями. Даже когда всё идет наперекосяк, фонд рядом, готов прийти на помощь, как только человек будет готов её принять.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы