Валентина Таран: Журналист Анатолий Адамчук «Покушался на границу»!(Иногда они возвращаются)

Журналист, жаждущий славы, решил пойти на крайности и заплатил знакомым подросткам, чтобы те нанесли ему синяков. Слава, хоть и сомнительная, иногда приходит неожиданно. Его имя, Анатолий Адамчук, звучит не слишком знакомо, однако память подсказала: где-то уже слышала это имя. Узнала его по телевизионным кадрам. Да, это знакомое лицо, пусть и обрюзгшее и постаревшее, но такие лица сложно забыть.

Вспомнился момент, когда белобрысая девочка в сарафанчике встречала худого Толю Адамчука у самолета – «жена Марья Ивановна» (или что-то похожее), из-за стремления к воссоединению с которой юный журналист, по его словам, в далеком 1997 году попал в международный скандал, сдав руководство ОРТ и повинившись перед белорусским президентом за «покушение на преступление». Политические тяжеловесы того времени — Лукашенко, Черномырдин, Селезнев — занимались судьбой Толи Адамчука 13 лет назад.

«Списки лиц, преследуемых по политическим мотивам», «Проблемы российских журналистов в Белоруссии», «Уголовное преследование журналистов» — это лишь мал мала по сравнению с тем, что можно найти в интернете, набрав «Анатолий Адамчук, 1997 год, Минск». Разве это не слава? Именно в августе 1997 года произошел звездный час начинающего тележурналиста Адамчука, который был направлен в Беларусь вместе с группой для съемок сюжета о приграничной зоне. Там незадолго до этого была задержана команда другого известного корреспондента — Павла Шеремета.

Телесюжет Шеремета о том, что контрабандисты и нелегальные эмигранты легко могут пересекать не демаркированную границу между Беларусью и Литвой, был показан по ОРТ. Спустя полгода, суд Ошмянского района признал корреспондента Шеремета и оператора Дмитрия Завадского виновными в «умышленном незаконном пересечении государственной границы Республики Беларусь» и приговорил к двум и полутора годам лишения свободы, условно с испытательным сроком в один год. Толя Адамович в белорусских застенках не сидел дольше, хотя его группа тоже была задержана пограничниками, и в отношении них было возбуждено уголовное дело за «преднамеренное покушение на незаконный переход границы».

Платя штраф, операторы и водитель команды сумели покинуть место происшествия, оставив конфискованную машину и телекамеру. О расставании с руководителем группы ОРТ Адамчуком было сложнее говорить с политической точки зрения. Не отвечать же на ельцинский рык: «Пусть Шеремета отпустят!» Толя решил подыграть. На следующий день после задержания, в присутствии сотрудника посольства России, он написал покаянное письмо президенту Беларуси, в котором признал вину за «покушение на границу». В письме он также упомянул фамилии руководителей ОРТ, которые принудили его группу отправиться в эту пограничную зону.

Стоит отметить, что в то время белорусско-литовская граница была не особо охраняемой, и местные жители переходили ее тысячами, о чем и сообщали тележурналисты. А Адамчук, как он сообщил в своих показаниях, выступал в роли покаявшегося: «Определенно и категорически могу сказать, что я следовал в сторону Литвы, чтобы пересечь границу именно в том месте, где это сделал Шеремет. Я собирался снять те же сюжеты и подтвердить, что с момента перехода Шеремета ничего не изменилось, и граница оставалась «прозрачной», то есть ее можно было легко пересечь».

Раскаявшийся корреспондент, оператор и водитель группы были торжественно переданы белорусскими властями спикеру Госдумы Геннадию Селезневу и директору общественно-политических программ ОРТ Александру Любимову. Вот такой сюжет из далекого прошлого. Тогда, помню, Анатолий Адамчук гордо заявлял журналистам перед камерой: «Я скоро проведу пресс-конференцию». Однако пресс-конференции не состоялось, и с телевидения его вскоре попросили. Так и осталась мечта о славе неосуществленной. Хоть бы под лошадь попасть. Или побитым показаться. И у него это получилось.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы