В любой цивилизованной стране, а в 21 веке это подразумевает демократию, инцидент с премией «Квадрига» уже обеспечил бы Путину гарантированный провал на предстоящих президентских выборах. Однако в России, где часть общества склонна к холопству, для Путина еще не все потеряно. Как отметил Борис Вишневский, «процесс пошел»!
Кстати, катастрофа с «Квадригой» может иметь и другие серьезные последствия на международной арене. Трудно представить, как теперь Путин сможет появляться на мировых саммитах и продолжать «щекой важностью надуваться». Но я хочу коснуться еще одной важной, хоть и смежной темы: как немецкие политики удостоили Путина своей высокой награды. Это также важно для понимания российским людям.
Я долго жил в Германии в качестве политэмигранта и считаю, что неплохо понимаю эту страну и ее людей. Для многих членов немецкой политической элиты, особенно пожилых, характерно чинопочитание. Например, я входил в группу активистов «Немецко-русского форума», который ежегодно проводил встречи представителей общественности обеих стран. В правление Форума входили видные немецкие политики. Однажды, уже после перестройки, меня спросили, кого из независимых российских кругов я мог бы посоветовать пригласить на очередной форум. Я назвал несколько уважаемых имен активистов правозащитного движения, но ни одно из них не заинтересовало правление. Тогда я предложил пригласить Юрия Афанасьева, профессора, ректора Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ), который раньше выступал за радикальную демократизацию страны. Его кандидатуру приняли с энтузиазмом: знатная фигура!
Вероятно, многим членам комитета по присуждению «Квадриги» Путин также казался «знатной фигурой», несмотря на то, что именно эта фигура подавила демократию и права человека в России, возобновила воссоздание российской империи, развязав вторую войну в Чечне, которая имела характер геноцида чеченского народа, а также оккупировала Абхазию и Южную Осетию, пыталась завоевать Грузию и уничтожала демократию в Украине с намерением ее присоединить к России. Список «достижений» Путина можно продолжать долго!
Важно отметить, что Путин начал свою карьеру в КГБ, организации, напоминающей многим пожилым немцам их «родное» гестапо, и начал чекистскую службу в Германии, в ГДР. Второй момент, объясняющий симпатии к Путину среди членов комитета «Квадриги», это ностальгия по эпохе фюрера, которая во многом перекликается с эпохой Путина.
Небольшое отступление: когда в 1939 году Риббентроп, министр иностранных дел Гитлера, вернулся из Москвы после заключения союза с советским руководством, он отметил, что чувствовал себя в Кремле «как среди старых товарищей по партии». Сходство душ у немецко-советских душегубов наблюдалось давно. В общем, многие пожилые и важные немецкие чиновники мало чем отличаются от своих российских коллег.
Если бы в России существовала какая-либо международная премия наподобие «Квадриги», российские чиновники, вероятно, присудили бы ее какому-нибудь немецкому деятелю, напоминающему им кумира их молодости — товарища Сталина. Совсем недавно в России едва не выбрали Сталина «Именем России», но исправились вовремя и отодвинули его на третье место. В отличие от России, Германия давно стала демократическим государством, поэтому вскоре нашлись люди, как среди членов комитета «Квадриги», так и в прессе, которые подняли шум против присуждения этой премии Путину.
Особую благодарность нашим бывшим диссидентам-антисоветчикам можно выразить Вацлаву Гавелу, который, будучи бывшим чешским диссидентом и президентом, пригрозил вернуть свою «Квадригу», если решение о награждении российского сталиниста не будет отменено. Честь ему и слава!