Владимир Соловьев, журналист:День памяти

Сегодня день памяти. Трагическая дата в истории армянского народа и всего человечества. Я люблю Армению. Раньше часто бывал в Карабахе и в самой Армении. На протяжении всей жизни меня окружают и поддерживают близкие люди. Среди них — Гаянэ Самсоновна Амбарцумян, к которой я отношусь как к своей армянской маме. Все мои успехи на телевидении — это ее заслуга. Равных Гаянэ в профессии нет. Мой очень близкий друг Сейран Карапетян открыл мне Карабах, а Самвел — само воплощение надежности и дружбы. Всех моих друзей объединяет общая боль — память народа. Для меня это лакмусовая бумажка. Забыть или не признать такую трагедию не просто опасно — не случайно Гитлер говорил: «Кто помнит сейчас о резне армян?» И именно с этой запущенной мысли начался геноцид народов — евреев, цыган, славян.

Многие десятилетия армянский народ борется за международное признание факта геноцида. Ряд стран нашли в себе мужество и заняли моральную позицию, признав этот факт. Я помню, как в эфире общался с госпожой послом Израиля, и задал ей вопрос, почему Израиль официально до сих пор не признал геноцид. Она говорила искренне и с болью, но как политик была обязана поддерживать официальную позицию государства, не желая ссориться с Турцией. Я слушал и испытывал стыд. Правда должна быть выше прагматизма. Я выразил свое несогласие и огорчение такой странной позицией страны, которая знает о ужасах геноцида не понаслышке.

Сколько раз президенты США обещали признать геноцид, но все продолжают играть в игры. Это напрасно. Пример Германии, признавшей страшные преступления Гитлера, показывает, что Турция только выигрывала бы в международном плане, если бы заняла моральную позицию — от полного отрицания к открытому обсуждению и признанию. Увы, но в истории практически каждой страны есть страшные страницы. И Великобритания зверствовала в Индии, и США устраивали концентрационные лагеря для выходцев из Японии, не говоря уже о судьбе индейцев и рабстве афроамериканцев. Армяне всего мира помнят день геноцида. Забывать нельзя. Никому. Кровь невинно убиенных взывает. Вечная им память.

Днем начала геноцида армянского населения считается 24 апреля 1915 года, когда младотурецкие правители, среди которых были Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша, приказали собрать всю армянскую интеллигенцию в Константинополе и депортировать. Эта дата занимает особое место в истории не только армян, но и всего человечества. Именно тогда в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты. Это привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. В списки подлежащих аресту попали люди разных политических взглядов и профессий: писатели, артисты, музыканты, учителя, врачи, юристы, журналисты, бизнесмены, политические и религиозные лидеры; единственное, что их объединяло — национальная принадлежность.

Аресты видных фигур армянской общины продолжались в турецкой столице с небольшими перерывами до конца мая, и при этом никаких обвинений задержанным не предъявлялось. Еще в феврале-марте из провинций начали поступать сведения об арестах и убийствах армянских лидеров, но именно с константинопольских арестов началось полномасштабное уничтожение армянской элиты по всей стране. Русская военная газета «Русский Инвалидъ» в номере от 18 (1 мая) 1915 года сообщала о том, что в Константинополе были арестованы протосинкелл армянского патриархата и 400 армян. Резня армян продолжалась вплоть до сентября 1918 года.

В течение последующих трех лет погибло свыше 1,5 миллиона армян, остальные бежали или были выселены турками в Месопотамию, Ливан, Сирию через пустыни, где большинство из них погибло от голода и болезней. Более миллиона армянских беженцев было рассеяно по всему миру. В 1915 году российский император Николай II не мог полностью предотвратить бойню, устроенную турками, но оказал помощь армянам. По личному приказу Государя Императора, как упоминал П. Пагануци, русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате чего были спасены 375 000 человек, что само по себе является исключительной цифрой.

Г. Тер-Маркариан в своей книге «Как это было» писал, что по личному приказанию царя на русско-турецкой границе были приоткрыты ворота и огромные толпы истощенных армянских беженцев были впущены на русскую землю. Геноцид продолжался и после 1918 года. Армянский геноцид примечателен тем, что в кровавом XX столетии он стал ранним примером массового геноцида, который многие рассматривают как «репетицию» холокоста, о чем упоминает профессор Израэль Чарни, директор Института холокоста и геноцида в Иерусалиме.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы