Владимир Соловьев, ведущий радио «Серебряный дождь»:Анатолий Собчак

Десять лет назад, 20 февраля 2000 года, скончался Анатолий Александрович Собчак. Эта утрата стала для многих неожиданностью, казалось, что судьба дает ему второй шанс – впереди была блестящая карьера в Москве. Однако жизнь распорядилась иначе. Когда я узнал о его смерти, сразу набрал номер Людмилы Борисовны, чтобы выразить свои соболезнования. Она ответила: «Володя, приезжайте на похороны».

В Петербурге в это время было холодно и промозгло, как всегда в феврале. Я прилетел утренним рейсом и купил цветы по дороге. Сначала направился к квартире, а затем, следуя траурному маршруту, присоединился к людям, пришедшим проститься с Анатолием Александровичем. У жителей Северной Пальмиры были непростые отношения с их бывшим мэром, однако время расставило все по местам, а внезапность утраты сгладила углы.

Внутри здания прошла траурная церемония, на которую прибыли многие известные политики, практически все петербургские. Я помню, как Людмила Борисовна не хотела видеть Яковлева, бывшего мэра. Особенно запомнились слезы Путина, контраст между творческой интеллигенцией Петербурга и политиками. Душевная глухота депутатов и министров поражала. Большинство занимались своими делами, но было очевидно, что для многих это была возможность «перетереть» важные вопросы.

Я не могу забыть омерзительно лохматые уши Березовского и трогательного заплаканного Стаса Садальского с букетом цветов. Люди медленно шли с цветами, образуя гигантскую многочасовую очередь. Политики, прилетевшие на самолетах, быстро забегали в зал, прихватив с собой венки. В этот день я увидел Чубайса и его компанию с другой стороны. Эти демократы прилетели на чартере РАО ЕЭС, им было лень раскошелиться на билеты, и, вероятно, за венки тоже платили не они. Наш рейсовый самолет задержали ради их вылета, и они предложили мне полететь с ними. Но я уже знал, что мне с этими людьми не по пути.

В отличие от них, Стас Садальский, как и многие другие, пришел отдать дань уважения Собчаку, купив билеты и цветы за свои деньги. Анатолий Александрович Собчак – феномен в истории России, его вклад до сих пор недооценен. С уверенностью можно сказать, что именно он заложил основы российской политики на 15-20 лет. Блестящий оратор, Собчак стал героем телетрансляций, после пережил поражение, травлю и бегство во Францию, достойное романа, и возвращение.

За всем этим шумом терялось его уникальное качество – способность создавать команды и находить людей. Сравнение команд двух мэров, Москвы и Питера, выявляет очевидное превосходство Собчака. Его ученики, такие как Путин, Медведев, Греф и Кудрин, определили ход российской политической жизни. Собчак установил новый политический стиль – ироничный, но с уважением к юриспруденции, интеллигент во власти.

Я познакомился с Анатолием Александровичем, когда он вернулся из-за границы. Он был у нас в гостях в «Процессе», потом я приглашал его на передачу на ТНТ. У нас сложились добрые отношения. Анатолий Александрович был по-хорошему аристократичен, с достоинством, без самолюбования, и производил отличное впечатление. Удивляла его некоторая детская застенчивость и скромность. Позже я узнал, что в своей семье Собчак и Нарусова воспитали двух армянских девочек, о чем никогда не делали пиара. О них много говорили, но правды было мало.

Анатолия Александровича травили и клеветали на него, а те, кто занимался этим, до сих пор живы и неплохо себя чувствуют.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы