Вадим Скворцов: Офисные хомячки и инновации = обезьяна с айфоном

Давно хотел написать, но как-то не получалось, о общественной мифологии в сфере отечественных (и не только отечественных) инноваций. Мифология эта проста, как молоток, и поэтому пользуется большой популярностью. Суть её заключается в утверждении, что Россия в области инноваций находится в полном упадке, и выхода из этой ситуации нет. Остаётся лишь найти или назначить виновного в столь печальном положении.

При этом с данным выводом согласны практически все: от чиновников до офисных работников, то есть тех, кто не имеет никакого отношения к реальной работе в области технических и технологических инноваций. Итак, что же породило миф о бесконечном инновационном отставании России? Дело в том, что бюрократия, от самых низших её представителей, именуемых офисными работниками, до верховных властителей страны, судит об инновациях через брендированные товары, выставленные в супермаркетах и автосалонах, а также через рекламу этих брендов. То есть, наша бюрократия оценивает наличие или отсутствие инновационной экономики в стране по сухому сведению разрекламированных отечественных марок!

Поскольку бюрократия сегодня в нашей стране, как и в мире в целом, представляет собой правящую группу населения, на которую равняются остальные, заблуждения бюрократов охотно перенимаются всем обществом и становятся благодатной почвой для политических спекуляций. Попробуем развеять хотя бы часть из них:

Миф 1-й: Отсутствие высокотехнологических брендов показывает инновационное отставание страны. Что такое мировые бренды в реальной экономике? Это всего лишь элемент рекламы ширпотреба транснациональных корпораций (ТНК). С помощью рекламы брендов ТНК добиваются конкурентных преимуществ в продвижении своей продукции на мировых рынках. В результате сегодня ТНК создали такие условия, при которых независимые национальные производители практически не способны конкурировать с ними. При этом в «брендированном» ширпотребе ТНК не наблюдается никаких дополнительных инноваций по сравнению с национальными конкурентами!

Миф 2-й: Технологические ТНК являются двигателями мировых инноваций. Чтобы понять, насколько это утверждение ошибочно, стоит прочитать книгу Одеда Шенкара «Имитаторы. Как компании заимствуют и перерабатывают чужие идеи». Оказывается, что мировые транснациональные корпорации всего лишь имитируют чужие инновации. Затем патентные хищники долго спорят о том, кто из них украл у другого незащищённое изобретение.

Миф 3-й: То, что отечественные производители не рекламируют свою инновационную продукцию, означает её полное отсутствие в России. На самом деле, отсутствие массовой инновационной рекламы лишь говорит о том, что отечественные инновационные компании не ищут покупателей на своих массовых рынках. Такое отсутствие громкой рекламы также говорит о том, что поиск венчурных инвесторов не входит сегодня в круг приоритетов российских предпринимателей. Дело в том, что рынки, предлагающие действительно инновационную продукцию, всегда очень узкие. Здесь все знают друг друга, как конкурентов, так и потенциальных потребителей. Эти рынки зачастую связаны с научным сообществом и с потребителями, которые могут сформулировать для инноваторов конкретную задачу.

Миф 4-й: Малое количество патентов в общей мировой доле показывает наше инновационное отставание. На самом деле, низкое количество патентов свидетельствует лишь о отставании России в патентном бизнесе, одним из видов которого являются так называемые патентные тролли. Патентные тролли уже обошлись отрасли в полтриллиона долларов. При этом патентный бизнес, как и вся мировая экономика, сейчас явно находится в кризисном состоянии и не может служить индикатором инновационной активности.

Таким образом, офисные работники узнают о настоящих инновациях последними, когда эта инновация уже прошла стадию промышленного внедрения, будет несколько раз перепродана патентными троллями, скопирована имитаторами и дождётся своего ширпотребовского воплощения, которое будет успешно прорекламировано как часть какого-либо бренда…

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы