На заседании Первого апелляционного суда в Москве 7 сентября 2020 года произошел беспрецедентный случай: для того чтобы снять Партию социальной защиты с выборов в Костромскую областную думу, была сменена прокурор Генеральной прокуратуры.
Все действия, предпринятые для снятия партии, выглядят, мягко говоря, необоснованными. При более внимательном анализе они выглядят просто нелепо и смешно.
Истцом в данном деле выступила партия «Коммунисты России», известная своей практикой снятия с выборов неугодных кандидатов и партий. Интересы истца в суде представляла юрист из «Единой России». Более того, иск был предъявлен не к самой партии, а к областной избирательной комиссии, которая допустила Партию социальной защиты до выборов.
Однако особенно странным оказался процесс в Первом апелляционном суде в Москве, где во время заседания была заменена прокурор Генеральной прокуратуры. Специально был объявлен перерыв, чтобы произвести эту замену, так как первоначально участвовавший прокурор не поддержал иск о снятии партии.
«Партию, которая шла на победу, сняли с дистанции фактически за пять дней до выборов! Я не удивлюсь, если это произошло „по приказу сверху“. Власти не нужны новые „политические игроки“», — прокомментировал ситуацию политолог Александр Кынев.
Те, кто следит за политической ситуацией, уже привыкли к тому, что в Кремле научились не допускать до выборов неугодные, так называемые «несогласованные» партии, сбивая их «на взлете» — во время сбора подписей или оформления документов на регистрацию.
Но снятие партии через суд в Москве за считанные дни до голосования, и даже с заменой прокурора во время судебного процесса — это напоминает беспредел конца 90-х. Казалось бы, что страшного в том, чтобы «несогласованная» партия могла пройти в один из региональных парламентов? Однако Костромская область представляет собой срез политических предпочтений всей России, так как результаты голосования здесь часто совпадают со среднероссийскими.
Если бы Партию социальной защиты не сняли с выборов, то она, вероятно, прошла бы в Костромскую областную думу, получив право выдвигать кандидатов в Государственную Думу без сбора подписей, как по одномандатным округам, так и по партийным спискам. В таком случае у нас была бы возможность донести до власти реальное мнение народа по важнейшим вопросам, нарушая иллюзорное единогласие, которого власти добиваются, похоже, любыми средствами.