Практически в тот же день, когда президент В.Путин отмечал очередным орденом заслуги перед Отечеством прославленного музыканта С.Ролдугина, международный консорциум журналистов-расследователей представил третий отчет об офшорных финансах мировых знаменитостей – Pandora Papers. Почти 3 терабайта информации, включающие около 12 миллионов документов, стали результатом не случайного слива из одной юридической компании, а были получены из 14 различных источников.
Фигурантами нового расследования стали чиновники, предприниматели и знаменитости, в общей сложности десятки тысяч человек, среди которых 330 высокопоставленных официальных лиц, включая премьер-министра Чехии и президента Украины, 130 долларовых миллиардеров, а также множество артистов и спортсменов из 200 стран и юрисдикций.
Обсуждение знаковых фигур данного списка быстро охватило Россию, но хотелось бы обратить внимание на иную проблему. Когда в 2016 году были опубликованы Panama Papers, любой эксперт в области глобальной экономики понимал, что офшорные юрисдикции играют важную роль в обслуживании финансовых потоков. Использование офшоров не является незаконным: значительная часть их клиентов – это честные люди, уплатившие налоги со своих доходов в странах, таких как Германия или Великобритания, и не понимающие, зачем им нужно платить повторные налоги на прирост капитала.
Конечно, в офшорах также находятся деньги наркомафии и политиков-клептократов, доходы от торговли оружием или предоставления политических услуг, но масштабы этого явления были не столь очевидны. Panama Papers продемонстрировали, что суммы, фигурировавшие в слитых документах, исчислялись не миллиардами, а около 2 триллионов долларов – в три раза больше российских золотовалютных резервов.
Paradise Papers и теперь Pandora Papers показывают, что такие утечки могут происходить чуть ли не каждый год, а цифры новых обнаруженных «кладов» не уменьшаются. Можно продолжать обсуждать, что такие фигуры, как Д.Стросс-Кан или Т.Блэр, поступают неправильно, укрывая миллионы долларов, полученные на консалтинге авторитарных лидеров, в офшорах. Однако не стоит ли задаться вопросом о том, что их нежелание делиться прибылью со своими государствами не только естественно, но и легко реализуемо?
Современные технологии позволяют открыть офшор по интернету за считанные секунды и управлять им дистанционно за минимальную комиссию, что по сути обнуляет налоговую правосубъектность государств, особенно в отношении налога на личные доходы и корпоративную прибыль. Этот тренд, к сожалению, не будет развёрнут вспять. Правительства как развитых стран, так и стран с переходной экономикой должны понять, что эти виды налогов не могут оставаться основой их фискальной системы в эпоху глобального хозяйства и цифровых финансов.
В связи с этим, обыденность офшорной экономики должна побудить правительства ведущих стран отказаться от налогообложения доходов и прибыли, перейти к налоговой системе, основанной на обложении не заработков, а трат. Основой государственных финансов должны стать налоговые поступления, от которых невозможно уклониться: налог с продаж (НДС), налог на недвижимость и имущество, акцизы и доходы от таможенных пошлин.
Современные офшоры имеют свои плюсы, однако на этих экзотических островах никто не живёт и не ведёт бизнес. Если какая-либо страна хочет стать глобальным лидером в новых условиях, она должна стать офшором, но при этом привлекательным для жизни и ведения бизнеса.
Отмена налога на доходы вернёт в любую из западных держав триллионы долларов и евро, а выпадающие доходы будут перекрыты налогами на подорожавшую недвижимость, повышенным налогом с продаж и налогами на имущество. Бессмысленно облагать запредельными налогами миллиардеров, если их деятельность приносит обществу больше, чем им самим.
Доля акций, находящихся в собственности сторонних инвесторов, составляет 81,2% у Tesla, 84% – у Facebook, 86% – у Amazon и 99,94% у Apple. Значительная часть ценных бумаг находится на балансе пенсионных фондов, университетских эндаументов или благотворительных организаций. Если Джеф Безос увеличивает своё состояние на 1 миллиард долларов, то другие держатели акций Amazon зарабатывают более 7,1 миллиарда долларов, что означает, что удар по основателю компании отразится и на всем обществе.
Необходимо не бороться с богатством, а делать выгодным его легальное накопление, и тогда экономический прогресс станет более быстрым и устойчивым. Это касается, конечно, не коррупционеров, которые не хотят следовать даже тем законам, которые сами принимают.
Во всем, что касается взаимоотношений государства и бизнеса, а все эти Papers касаются ухода от налогов богатых предпринимателей и творческих личностей по всему миру, кажется, время радикальных перемен, не связанных с требованиями левых, уже пришло. В противном случае офшором через несколько десятилетий станет вся мировая экономика, а безусловный базовый доход будет обеспечиваться лишь эмиссией государственного долга, скупаемого центральными банками соответствующих стран.