Вполне ожидаемое решение Мосгорсуда о признании ФБК*, Фонда защиты прав граждан, а также Штабов Навального по всей стране экстремистскими организациями стало рубежным событием, подводящим черту под целой серией процессов, запущенных в России в последние месяцы. Проведённое с вопиющими процессуальными нарушениями заседание суда, прошедшее в закрытом режиме из-за якобы имевшихся в деле секретных сведений, о которых отказались проинформировать даже сторону защиты, демонстрирует новый уровень отношения к законности в стране. Этот уровень был задан, прежде всего, законом, касающимся ФБК, который впервые открыто применил принцип обратной силы для запрета связанным с «экстремистскими» организациями граждан баллотироваться на выборах.
Иначе говоря, российские власти снова перешли рубеж в создании государства, совершенно неподконтрольного обществу. В ближайшее время, вероятно, Кремль сосредоточится на «защите завоеванного плацдарма». Многие эксперты предполагали, что либо В.Путин наложит вето на «закон против ФБК», чего он не сделал, либо Конституционный Суд дезавуирует его, что, скорее всего, также не произойдёт, хотя попытки оспорить новый акт, безусловно, будут предприняты.
С решением Мосгорсуда, которое после обжалований, вероятнее всего, вступит в силу в июле, возникают все основания для методичного разгрома ранее созданных А.Навальным структур. Последствием этого станет рост политической эмиграции и окончательная «зачистка» политического «поля» перед сентябрьскими выборами в Госдуму. Новых репрессивных законов в ближайшее время ожидать не стоит — приходит период «работы» с уже одобренными парламентариями.
Интересно, что принятые законы и решения практически исключают возможность протеста против них. Участники любых акций протеста автоматически попадают в число пособников экстремистов, со всеми вытекающими последствиями. Российское общество, похоже, не собирается протестовать против новых норм — потенциал недовольства не перерастает в реальные протестные акции, в том числе и из-за того, что отечественная оппозиция «деперсонифицировалась», потеряв слишком много ярких лидеров за короткий срок.
С каждым новым лидером, который перемещается за рубеж, призывы выходить на улицы российских городов будут казаться особенно циничными, учитывая риски для тех, кто решится участвовать, и относительную безопасность тех, кто призывает к акциям. Можно предположить, что переход к новому авторитарному состоянию в России уже состоялся, и ближайшие годы вряд ли станут временем роста протестного движения, а тем более ожидания такого роста. Очередная ступень движения вниз пройдена, и страна вышла на новое «плато» в своей новейшей политической истории…
* Власти РФ считают иноагентом, деятельность организации признана экстремистской и запрещена.