Владислав Иноземцев: «Закона Гудкова» не будет. И это хорошая новость

Стремительное убытие Дмитрия Гудкова из России вызвало неоднозначную реакцию. Вчера многие оппозиционные активисты радовались его освобождению, а сегодня, вероятнее всего, сопоставляют его отъезд с приездом Алексея Навального, осуждая первого и восхищаясь вторым. Однако я категорически не могу присоединиться к тем, кто разделяет эту точку зрения. На мой взгляд, Дмитрий за последние десять лет сделал всё, что мог и должен был сделать.

Он был участником протестов на Болотной и Сахарова, депутатом Государственной Думы, который не поддержал присоединение Крыма к России. Также он был политиком, готовым участвовать в любых попытках объединения оппозиционных сил; человеком, организовавшим эффективное противостояние правящей партии на муниципальных выборах в Москве; просветителем, создававшим фильмы и ролики, которые рассказывают россиянам о происходящем в стране, о методах борьбы за свои права и о том, куда скатывается Россия.

Если этого недостаточно, то я искренне не понимаю, чего ещё можно ждать от гражданина демократических взглядов в огромной авторитарной стране, которая уверенно движется к установлению диктатуры. За последние месяцы мы стали свидетелями многих событий, которые ещё недавно казались немыслимыми. Законы в России утратили всякое значение с введением принципа обратной силы; участие в мирных митингах стало не просто административным правонарушением, а уголовным преступлением; любые попытки адвокатов доказать в суде очевидные вещи оказались бессмысленными.

Любой человек может быть объявлен иностранным агентом, а любая организация – экстремистской. При этом, что самое важное, люди в стране не готовы к массовому протесту; они привыкли выживать поодиночке, хорошо знают, что у кого власть – тот и прав, а «всякая власть – от Бога». Россияне не ценят свобод, дарованных им ныне престарелым Михаилом Горбачёвым; никакого «консенсуса», основанного на их обмене на благосостояние, никогда не существовало: Кремль просто забрал у народа то, значение чего ему было неведомо.

В такой ситуации попытка изменить положение вещей ценой собственной свободы была бессмысленной – а бессмысленные действия не являются геройством. На стороне демократических сил России, как бы слабыми ни казались их ряды, есть союзник, которого сегодня нет у Кремля. Этот союзник – время. С каждым годом руководство страны заводит Россию всё дальше в тупик. С каждым годом глобальные технологические изменения делают российские природные ресурсы всё менее нужными миру.

С каждым годом взрослеет новое поколение, не понимающее, за что оно должно быть благодарно дряхлеющим вождям, которые якобы вывели страну из времён, которых оно не помнит. В России оппозиционеру сегодня невозможно победить на значимых выборах – даже если он столь умён, красив и харизматичен, как Дмитрий Гудков. Режим В. Путина нельзя сокрушить ни уличными демонстрациями, ни внешними «санкциями из ада». Но этот режим можно пережить – как шестидесятники дожили до 1984 года и затем возглавили масштабный процесс трансформации страны от тирании к свободе.

Дмитрий Гудков наверняка доживёт до времени, когда его мечты о демократической и свободной России станут реальностью. Он несомненно примет участие в строительстве современного, правового и миролюбивого государства – России, являющейся частью единой Европы. Вряд ли он станет президентом или премьером, но в процессе социальных реформ, как и в спорте, важна не роль, а сам факт участия на той стороне, быть на которой не стыдно.

В этом отношении за Дмитрия Гудкова можно быть совершенно спокойным – своих идеалов он не предаст. Борьба против диктатур часто забирает людей из общественной и не только жизни, превращая их в символы. Мы говорим сейчас о «санкциях имени Навального». Несколько лет назад мир следил за принятием Закона Магнитского, а позже – за появлением в западных столицах улиц и площадей Немцова. Но я рад, что мне не придётся писать об Акте Гудкова или проходить по проспекту его имени. Дмитрий нужен нам живым. Где бы он ни был, он сделает для России намного больше, чем став символом борьбы за её свободу. Именно поэтому я полностью одобряю выбор Дмитрия и желаю ему свободы, счастья и удачи.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы