Что можно сказать о происходящем сейчас в Киеве, если не судить об этом эмоционально? Вспомним историю независимой Украины. Её гражданскому обществу потребовалось почти 15 лет (с 1991 по 2004/05 годы), чтобы понять, что постсоветские элиты, как бы они себя ни позиционировали, в равной степени озабочены тем, как дурить и грабить свой народ. Это осознание привело к Оранжевой революции, которая последовала после одного срока, проведённого у власти «революционером» Кравчуком, и двух сроков «реакционера» Кучмы.
На втором круге драмы процесс ускорился. Обществу понадобилось всего десять лет, чтобы понять, что лапша на ушах стала гуще, а гривень в карманах меньше. Народ, безусловно заслуживающий лучшего, снова вышел на Майдан. Это произошло после одного срока, проведённого у власти «революционером» Ющенко, и неполного одного срока «реакционера» Януковича.
Сегодня мы наблюдаем, как волна недовольства поднимается уже менее чем через пять лет — и даже не против сменяющего очередного реформатора-клептократа, а против того самого президента, который был приведён к власти благодаря революции. Выводы очевидны: украинский народ не превращается в спящее быдло, как это произошло с его российскими братьями. Однако украинская власть не намерена изменять своей клептократической сути, стремясь всякий раз украсть не меньше своих предшественников, но сделать это быстрее.
Результатом может стать лишь нечто вроде перманентной революции, поскольку очередь желающих украсть не имеет конца. Одного или двух новых Майданов будет явно недостаточно. На долгие годы Украина, скорее всего, останется центром самых непредсказуемых событий в Европе. Хотя искренне хочется пожелать её народу не войн и потрясений, а созидания и любви.