Николай Усков: Битва народов

Злорадство российской прессы по поводу заката европейского мультикультурализма вызывает недоумение. Уверяю вас, наши таджики и узбеки могут устроить нам собственный закат, когда поймут, в какой безнравственной ситуации их оставила российская власть. Это падение может оказаться гораздо более серьезным, чем любое европейское, ведь в России ситуация еще более мрачная. Здесь царят безмозглость элиты, национальное чванство люмпенизированного населения, жадность коррумпированного правопорядка и общая дикость нравов.

Однако главное не это. Главное – это ничтожный кругозор российской аналитики. Я регулярно слушаю и читаю десятки выступлений о кризисе мультикультурализма и ни разу не слышал, что в истории человечества эпохи масштабной интеграции чуждых элементов – вовсе не новость. Практика мультикультурализма – это не изобретение современных либералов и толерантных людей, а древнейшая традиция Европы. Римская империя не была плавильным котлом наций, а допускала существование замкнутых этнических общностей. Вспомним Иудею, имевшую довольно широкую автономию, или иудейские диаспоры, рассеянные по всему Средиземноморью. Именно в этих диаспорах и распространялось христианство, предложившее на тот момент оригинальное решение этно-культурных противоречий: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос». Это сказал апостол Павел. Чем не толерантность?!

Варварские королевства также были мультикультурными, состоящими из двух общностей – численно преобладающего галло-римского населения и варварской военно-племенной структуры. Современные национальные государства формировались в процессе синтеза этих двух элементов. Этот процесс занял ни одно столетие и скорее представлял собой ассимиляцию варваров более культурными и многочисленными галло-римлянами.

Латинский язык, римское право и римская церковь обеспечивали единство Европы в ее этническом разнообразии, в том числе на чисто варварских землях. Иудеи, населяющие Европу, всегда жили обособленно, как ныне выходцы из третьего мира. Сам термин «гетто» имеет средневековые корни; так назывался в Венеции район плавильни на Каннареджо, где с 1516 года предписывалось жить евреям. Землячества были характерны и для христиан-инородцев, существовавших в Риме и крупных торговых городах Европы.

Интересен случай Испании, где в V веке возникло вестготское королевство, нежизнеспособное и завоеванное арабами через сто лет. На протяжении почти 800 лет арабской Испании существовали многочисленные христианские и еврейские общины, которые сосуществовали с берберами и арабами. Это мирное и творческое сосуществование обеспечило невероятный расцвет культуры, оказавший сильное влияние на христианскую культуру того времени.

После христианской реконкисты этно-культурная карта Испании усложнилась. На ней появились мудехары (исповедовавшие ислам) и мориски (мусульмане, принявшие христианство). Насильственное обращение в христианство, а затем изгнание морисков и евреев из Испании стало причиной ослабления и деградации страны. Это подтверждает, что отказ от мультикультурализма привел к краху одной из величайших сверхдержав тогдашнего мира.

Таким образом, мультикультурализм – это не просто мода, а многовековая традиция Европы. Конечно, сосуществование разных этнических групп никогда не было гладким. И в истории бывали гораздо более серьезные конфликты, чем нынешние беспорядки в Лондоне или Париже, которые больше напоминают социальные выступления. В глобальном мире место обнищавших крестьян заняли люди из неблагополучных стран, стремящиеся стать частью развитых экономик, а самые удачливые вливаются в ряды строителей глобального капитализма. Этот процесс необратим.

Европа нужна им, и они необходимы Европе. Конечно, потребуется время. Я помню времена, когда нынешние эмигранты из третьего мира были экзотикой. Можно было встретить дворников и горничных коренной национальности. Я уверен, что европейцы смогут справиться с нынешними проблемами. Их культура слишком величественна и сильна, чтобы не впитать в себя очередную порцию варваров. Хотелось бы того же и для россиян. Готовы ли мы к этому?

Наши традиции мультикультурализма слабы. Мы часто мыслим в логике плавильного котла, каким был Советский Союз, создавая советского человека. Но этот котел остался в головах, а на практике огонь под ним давно погас. Мы ждем, что все инородцы должны стать «советскими», хотя уже 20 лет никто не плавит их в этом котле, и они приезжают такими, какие есть. Многие не помнят, что такое Советский Союз, а некоторые не хотят отказываться от своей идентичности.

Россия – участник глобальной экономики, и отказ от мигрантов невозможен. Но также важно думать о том, как интегрировать их в общество. В отличие от Европы, у нас почти нет опыта мультикультурализма, и мы не привыкли признавать права других. У нас нет жесткой монолитной культуры, способной увлечь вновь прибывших.

Я полагаю, что вместо злорадства нашим аналитикам следовало бы задуматься о том, как быть самим. И, конечно, помнить, что мигрант, по воле законодателей, – человек второго сорта, заведомо ущемленный в правах. Соответственно, социальное и национальное будут сплетены в один кулак, удар которого может оказаться очень чувствительным. Может, стоит вспомнить слова апостола Павла: для Христа нет ни эллина, ни варвара, ни русского, ни таджика.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы