Коллапс системы скоростного автобусного сообщения в Боготе

Осенью в Москве начали появляться выделенные полосы для общественного транспорта (ОТ), что привело к анализу зарубежного опыта организации скоростных автобусных систем. Ярким примером стал опыт Боготы, столицы Колумбии, где население превышает семь миллионов человек.

Транспорт в Боготе всегда страдал от пробок, что негативно сказывалось на работе местного ОТ. Люди, имеющие возможность, пересаживались на личный транспорт, что лишь усугубляло ситуацию. Город стремительно шёл к транспортному коллапсу. Чтобы избежать этой катастрофы, власти начали создавать систему скоростного общественного транспорта.

Богота – не самая богатая страна, ВВП на душу населения составляет около 7500 долларов (для сравнения, в России этот показатель около 13000 долларов). Поэтому местные власти решили минимизировать затраты, сохранив максимальную отдачу. В 2000 году в Боготе была внедрена система скоростного автобусного транспорта (Bus rapid transit, BRT) TransMilenio.

Основные отличия от обычного автобуса заключаются в следующем:

  • ОТ движется по выделенным полосам, отделённым от остальной проезжей части;
  • Используются автобусы большой вместимости;
  • Остановки оборудованы турникетами, что обеспечивает быструю посадку пассажиров и упрощает процесс покупки билетов на станции.

Такой ОТ становится более привлекательным для людей, чем поездки на автомобилях в пробках. Наглядный пример: автомобили стоят в заторах, а автобус движется по свободной выделенной полосе. Преимущества такого общественного транспорта очевидны.

Основные характеристики TransMilenio:

  • Девять линий общей длиной 84 километра охватывают город;
  • Автобусы курсируют с интервалом в одну минуту;
  • Ежедневный пассажиропоток превышает 1.7 миллиона человек;
  • Провозная способность в одном направлении составляет более 15 тысяч человек в час, в то время как обычные системы наземного общественного транспорта справляются с 3-5 тысячами.

Однако система скоростного автобусного транспорта столкнулась с проблемами, связанными с её популярностью. Давка в автобусах стала привычным явлением, а на станциях стало тесно как людям, так и автобусам. Из-за высокой скорости и частоты движения аварии между автобусами стали обычным делом. При этом стоимость проезда составляет около 1 доллара, что для жителей с низким ВВП является заметной тратой.

В один момент пассажиры, в основном студенты, выступили против такого положения дел и 9 марта перекрыли несколько линий транспортной системы. Полиция вмешалась и разогнала протестующих, однако проблема перегруженности не была решена.

Властям Боготы предстоит исправить ошибки, допущенные при создании системы скоростного автобусного транспорта. Наименьшие затраты не всегда приводят к качественным результатам, и сейчас транспортная система испытывает колоссальную перегрузку. Руководство столицы не учло как текущие, так и будущие пассажиропотоки. Вместо скоростного автобуса им следовало бы рассмотреть варианты создания скоростного трамвая, поскольку рельсовый транспорт более эффективен для перевозки пассажиров, хотя и требует больших капиталовложений.

Один состав метро или трамвая способен вмещать более тысячи пассажиров благодаря сцепленным вагонам, и их провозная способность составляет 30-50 тысяч человек в час в одном направлении.

Уроки для Москвы, Московской области и всей России: прежде чем развивать транспортные системы, необходимо тщательно просчитывать пассажиропотоки, включая перспективные. Порой выделенные полосы для общественного транспорта рисуются там, где его фактически нет, или проблемы решаются введением полос для автобусов, когда необходима полная реконструкция системы метрополитена.

P.S. Фото и видео взяты из интернета.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы