С 1 ноября этого года в России вводится новый сбор для автомобилистов – плата за проезд на основании пробега. Министр транспорта разрабатывает различные способы финансирования, и теперь автомобилисты будут платить по 3.7 рубля за каждый километр пути. Идея проста: в каждую машину устанавливается ГЛОНАСС-датчик, который отслеживает, какое расстояние проехал автомобиль. Эти данные затем передаются в общую базу, и система автоматически начисляет сборы.
На данный момент плата будет взиматься только с 12-тонных фур за использование федеральных магистралей. Однако власти уже рассматривают возможность введения сбора для грузовиков весом более 3.5 тонн, а в дальнейшем и для легковых автомобилей. Сборы от фур должны составить порядка 100 миллиардов рублей в год, а при включении всех грузовиков сумма может вырасти до 800 миллиардов. Такие суммы становятся заманчивыми для бюджета.
Попытки внедрить плату за проезд с грузовиков ведутся уже несколько лет. Согласно закону N68-ФЗ, данная мера должна была вступить в силу еще 1 января 2013 года, однако реализация до сих пор не произошла. Складывается впечатление, что дорожный сбор начнут взимать не ранее 2016 года.
Введение нового сбора выглядит оправданным, поскольку тяжелые грузовики значительно разрушают дорожное покрытие. Тем не менее, в стране уже существуют платные механизмы, такие как транспортный налог и топливные акцизы. Топливные налоги значительно увеличивают цену литра горючего, а транспортный налог для фуры с мощным двигателем достигает 49 000 рублей.
Ситуация усугубляется тем, что в 2010 году, после призывов общественности, было обещано постепенное снижение транспортного налога и увеличение акцизов на бензин. Однако акцизы действительно возросли, в то время как транспортный налог не только не уменьшился, но и повысился. В итоге у нас уже есть два механизма сбора платежей с автовладельцев, и неясно, зачем нужен новый способ — плата за километр.
Сборы будут взиматься частной компанией-оператором РТ-инвест транспортные системы в рамках концессионного соглашения с государством, которое теперь контролируется госкорпорацией РОСТЕХ. Первоначально планировалось выбрать оператора через конкурс, но правительство решило, что систему следует создавать на основе отечественных разработок.
ГЛОНАСС-датчики, устанавливаемые в автомобили, должны проходить первичную и периодическую поверку в Росстандарте, что несет дополнительные расходы. За каждую поверку требуется платить 7000 рублей, что делает общую сумму затрат на два миллиона устройств колоссальной — 14 миллиардов рублей. Кроме того, на разработку и производство самих ГЛОНАСС-приборов потребуется около миллиарда долларов, не говоря уже о системе обработки данных и выставления счетов.
В конечном итоге дополнительные расходы транспортных компаний будут перекладываться на конечных потребителей, то есть на нас с вами. Однако, факт остается фактом: рано или поздно система сбора денег за проезд грузовиками заработает, и, скорее всего, её распространение на легковые автомобили не заставит себя ждать. Каковы будут последствия, покажет время.