Сегодня обратим внимание на дворы, а точнее, на то, во что мы их превратили, устроив в них парковку для своих автомобилей. На 12 миллионов жителей Москвы приходится уже более 4 миллионов автомобилей. Возможно, у вас нет личного авто, но наверняка он есть у ваших близких. Так что автомобилисты – это не кто-то посторонний, а мы все.
С радостью приобретая новую машину, мы редко задумываемся о том, где же ее парковать. Казалось бы, очевидно – во дворе! Поэтому мы и наблюдаем такую ситуацию. Уверен, в вашем дворе, как и везде, вечером не остается ни одного свободного места. Здесь есть всё: парковка на тротуарах, на газонах и даже целиком превращённый в стоянку правый ряд дороги. Парковка внутри двора зачастую выглядит именно так. Это происходит потому, что парковка во дворе для владельцев автомобилей абсолютно ничего не стоит.
Давайте рассмотрим ситуацию более подробно. Практически идеальный московский двор, где машины не заезжают на газоны. Однако даже здесь дорожка вдоль дома занята автомобилями. Чтобы выйти из подъезда и попасть на детскую площадку, нужно пройти сквозь ряд припаркованных машин. Но, как я уже отметил, это почти идеальная ситуация. В старом районе, застроенном пятиэтажками, людей и автомобилей немного. Гораздо интереснее наблюдать за районами с 25-этажными домами.
Теперь о гаражах. Их, как вы понимаете, значительно меньше, чем машин. По законам рынка, мы должны наблюдать повышенный спрос на гаражи, но ничего подобного не происходит. Часто машиноместа в многоэтажных паркингах остаются невостребованными. Дело в том, что автовладелец с гаражом оказывается в более проигрышном положении по сравнению с теми, кто не имеет своего места. Во-первых, гараж – это недвижимость, которая стоит немалых денег. Во-вторых, за его содержание нужно нести дополнительные расходы: коммунальные платежи, охрана, налоги. В-третьих, гаражи часто располагаются на расстоянии от дома, и, оставив там машину, приходится тратить время на дорогу обратно. Гораздо проще оставить автомобиль под окном. В-четвёртых, владельцам гаражей обидно, что они не могут кратковременно припарковать машину рядом с домом из-за занятых мест.
Когда я упомянул, что арендую машиноместо на платной парковке, получил много язвительных комментариев, что я глупо поступаю, оставляя авто бесплатно во дворе. Многие ли в такой ситуации будут покупать гараж? Нет. Среди примеров стоит отметить Максима Кац, бизнесмена, который активно призывает навести порядок с парковкой в Москве, сделав её платной. Но в недавнем посте он признался, что почти всегда находит место для своей машины в 50 метрах от подъезда. Даже состоятельный человек продолжает оставлять машину во дворе, не пользуясь гаражом.
Это не наезд на Максима, так поступает большинство. Простые призывы к порядку не действуют даже на тех, кто их произносит. Необходимы более жесткие меры. Однако тотальный запрет на парковку во дворах соблюдаться не будет, и с миллионами автомобилистов никто не сможет справиться. Проблема нехватки мест для машин сама по себе не исчезнет. Все понимают, что это проблема. Места для стоянки не хватает, и начинается битва за парковочное пространство.
Некоторые граждане присваивают несколько квадратных метров общей территории, ставя баклажку с водой, привязанную к ограде. Это может показаться смешным, но порой доходит до конфликтов, иногда даже с применением силы. Иногда автовладельцы договариваются и устанавливают шлагбаум, но такая схема работает только в районах малоэтажной застройки. Когда машин становится больше, они занимают всё пространство, включая тротуары и газоны.
Посмотрите, пешеходная дорожка превращена в проезжую часть, а газон стал парковкой. Зимой это еще полбеды, но весной он превращается в грязь, куда не заедет даже джип. Мы платим цену за бесплатную парковку, которая на самом деле оказывается дорогой. В Москве зарегистрировано более 4 миллионов автомобилей, уровень автомобилизации составляет примерно 330-350 автомобилей на 1000 жителей. В развитых странах этот показатель в 2-3 раза выше. Ежегодно столичный автопарк пополняется на 200-300 тысяч автомобилей. Это значит, что через 15 лет в Москве будет около 8 миллионов машин. Если сейчас негде припарковаться, что будет через несколько лет?
Что же делать? Строить гаражи и стимулировать автомобилистов покупать в них машиноместа. Лучше всего строить подземные гаражи, чтобы на земле оставалось место для детских и спортивных площадок. Однако как заставить автомобилистов платить за гаражи, если парковка во дворе остается бесплатной? Нужно вводить плату за стоянку машин во дворе.
Подождем окончания эксперимента по внедрению платной парковки в центре Москвы, чтобы обсудить ситуацию во дворах. Предвижу возмущенный крик граждан: «Как же теперь из магазина продукты на машине не привезти, придется платить за парковку?» Но стоит заметить, что сейчас к подъезду часто не подъехать, даже подойти невозможно из-за автомобилей. Проблема не только столичная. Как видно на последней фотографии, это характерно и для других регионов.
Для инвалидов можно выделить одно-два бесплатных места у подъезда. Они действительно в этом нуждаются. Но сейчас дворы захватывают не только легковые, но и небольшие грузовики и микроавтобусы, которые ставятся на несколько дней, а то и недель. Зачем оставлять грузовой автомобиль на платной стоянке, если можно оставить его во дворе? И, к счастью, пока фуры не ставят, так как они просто не проходят.
Тем не менее, во дворах достаточно машин, некоторые из которых годами стоят на одном месте! Это не транспортные средства, а автохлам, который регулярно эвакуируют. Однако иногда выясняется, что у этого металлолома есть хозяин, который не разделяет мнение префектуры о своём автомобиле. А ведь машин может быть немного и не автохламом, а просто редко используемым. Все понимают, какой из них давно не двигался, а какой регулярно ездит. Несправедливо, что старая машина занимает место во дворе, а у вас нет возможности поставить свою. Все автомобили, независимо от состояния, забирают одно и то же парковочное пространство.
Есть единственный справедливый способ распределения парковочного пространства – это введение платы за него. Это один из лишь немногих инструментов регулирования спроса на автомобили. Тем, кому машина нужна раз в неделю, стоит задуматься, стоит ли её заводить. Это нужно не только властям города, но и нам самим.
Теперь важный момент: кто будет получать деньги за парковку во дворе? Это не должны быть управы или префектуры, а только Товарищество собственников жилья или управляющая компания после общего собрания. В этом случае собранные средства останутся у жителей дома и будут использоваться на благоустройство двора или на содержание и ремонт дома. Наконец, появятся средства на установку столбиков против машин на тротуарах и газонах, и не нужно будет долго уговаривать чиновников.
Не углубляясь в детали администрирования прав парковки, это могут быть как месячные/годовые абонементы, так и разовые платежи за день или несколько часов. Необходимо также оставить место для бесплатной кратковременной парковки у подъезда для удобства. А вот взиманием штрафов и эвакуацией должны заниматься городские власти, а не ГИБДД.
Теперь попробуем оценить, насколько мне удалось убедить вас в необходимости введения платной парковки в вашем дворе. И самое интересное, сколько вы готовы за это заплатить? Я вижу три варианта: бесплатная парковка, формальная плата и высокая заплата. Бесплатная парковка подразумевает, что мы оставляем всё как есть. Формальная плата – скажем, 500-1000 рублей в месяц, что не много, но за год это сумма, которая может убрать автохлам и помочь благоустроить именно ваш двор. Высокая заплата в 3000-5000 рублей в месяц заставит многих задуматься о покупке гаража, и дворы перестанут быть парковками, а станут удобным местом для досуга.