Последние события, связанные с Россией, включая высылки дипломатов, обвинения во взрывах и атаках, а также отравления и мифологизацию Баширова с Петровым, можно интерпретировать по-разному. Однако новое и главное, о чем они свидетельствуют, достаточно красноречиво: заграница перестала бояться России.
Участники противокремлевского концерта, каждый по отдельности и все вместе, действуют и говорят не из-за какой-то неожиданной смелости или решительности, а просто потеряв страх. Неверно утверждать, что Россию нынче воспринимают как бумажного тигра, но к ней относятся с глубокой иронией, переходящей в насмешку. Отметим, что нынешние власти РФ сами потрудились над тем, чтобы к стране относились именно таким образом.
Разумеется, трудно однозначно судить, какие из их поступков оказались «главными». Возможно, свою роль сыграли ракетные мультики и прочие страшилки, а также отсутствие нужных реакций в моменты, когда они могли бы последовать. Так или иначе, совершенно отчетливо видно, что руководство РФ изображает лишь гримасы, но это всего лишь гримасы и ничего больше.
Спикеры Кремля и Смоленской площади испробовали все стили и жанры. Получается, может, и талантливо, но малоубедительно. В результате все вокруг (и даже внутри) улыбаются, дерзят, фрондируют, а по официальным каналам звучит массовый, где-то дружный хор «осуждаем!». Готов предположить, что этот хор никем не дирижируется, не управляется и специально не консолидируется.
Не хочется дополнительно комментировать мысль про Шерхана и Табаки, поскольку у каждого хориста свои причины и обстоятельства, по которым ему хочется зацепить Россию. Например, в Балтии это подчеркивается для того, чтобы вновь заявить, что мы теперь в НАТО, на правильной стороне истории, и мы счастливы перейти из империи зла в империю добра.
Как только труба позовет в поход, мы первыми зашнуруем натовские армейские ботинки, действуя на уровне инстинктов неофита и напоминая себе о принадлежности и готовности. Похожий настрой наблюдается и в Центральной Европе, однако там больше практических интересов, особенно в Болгарии, Чехии и на Балканах.
История с торговлей оружием может продолжиться, и, как выражаются русские, закончиться посадками. А таких историй не одна: у многих политиков и связанных с ними коммерсантов в «новой Европе» рыльце в пушку. В других обстоятельствах эти господа могли бы быстро получить путевку в Гуантанамо за счет правительства США, что весьма неприятно, поскольку отправляясь на такой отдых, обычно отдыхающие теряют все, что заработали непосильным трудом.
Поэтому некоторые деятели стараются громко и четко присоединиться к позиции Соединенных Штатов. Это напоминает нравы 30-40-х годов в СССР, когда зэки делали татуировки с изображением Сталина поближе к сердцу, надеясь, что, если дело дойдет до крайности, в профиль вождя никто стрелять не решится.
Конечно, существуют и высокие, идейные причины, но в основе всего две простые вещи. Во-первых, забыта война — ушли поколения, помнившие ее и русских военных в Европе. Во-вторых, народы и политики разучились объединяться во имя чего-то хорошего. Хотя, по правде, если посмотреть на историю, народы редко объединялись ради чего-то хорошего — это всегда тяжело.
Объединиться во имя чего-то плохого — гораздо проще. Например, объединиться против Китая страшно, а против России не страшно, поскольку кроме страхов существует прагматический аспект. 40 лет назад вместо России был Советский Союз, который командовал полумиром, от Берлина до Гаваны. Несмотря на ненависть, на Западе и Востоке к нему относились сдержанно, стараясь вести дела, потому что боялись и хотели жить.
Сейчас же в экономическом плане без России можно обойтись, так как особых интересов к ней немного. В отличие от Китая, с которым ссориться опасно, там имеются колоссальный потенциал, ресурсы влияния и населения, общие интересы и экономические связи. Поэтому на Китай не нападают, а Россию кусают, потому что это не страшно и не вредно.
Тем не менее, если успокоиться и взглянуть трезво, можно увидеть, что Россия в определенном смысле является зеркальным отражением Запада, мало чем от него отличающимся. У них много общего: коррупция, лишь разница в масштабах, и консолидированная элита. И там, и там процветает пропаганда, частные медиа-каналы транслируют государственную точку зрения, а не слишком красивые вещи «штукатурятся» патриотическим пафосом.
Вопрос лишь в мере и форме, а это уже вопрос не жанра, а стиля. Что же делать? На мой взгляд, для умных людей пришло время начать брататься, вылезать из окопов и обниматься, потому что всем нужно жить дальше, а лучше делать это в сотрудничестве и мире.
Еще одно: зеркало будет пугать до тех пор, пока ты смотришь в него с гримасой, как в советском мультике. Но стоит улыбнуться и напеть что-то позитивное, и отражение в зеркале изменится, став более симпатичным.
Таким образом, единственная альтернатива нынешнему ходу событий по линии РФ — это то, чтобы договороспособные и более-менее самостоятельные либералы с обеих сторон открыли объятия и постарались объединиться для чего-то доброго. И тут невольно вспоминается фраза Киплинга: «Мы с тобой одной крови, ты и я».