Юрий Белов: Нефть навсегда, до 2040 года точно.

Я буду долго гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю,
(Николай Рубцов)

Пока мы с особым вниманием и должным почтением выбираем «горючее» к праздничному столу, Министерство энергетики США опубликовало прогноз до 2040 года об использовании различных видов автомобильного топлива. Увы (или «ура» — дело вкуса), по этому прогнозу электромобили не займут видное место на дорогах.

Согласно отчету, к 2040 году продажи автомобилей с бензиновыми двигателями в стране уменьшатся с текущих 82% до 78%. Впрочем, этот процесс будет сопровождаться снижением среднего потребления топлива отдельных автомобилей: если сегодня этот показатель составляет 9,14 км/л, то в 2040 году он подскочит до 15,82 км/л. В результате ежегодное потребление топлива в Америке снизится на 4%, несмотря на то, что средний американец будет перемещаться в автомобиле на 30% больше. Машины со сменными гибридными элементами и полноценные электромобили займут лишь по 1%.

Ещё одним поразительным заключением отчёта является роль обычных гибридных автомобилей вроде Toyota Prius на рынке США более чем через четверть века: их доля прогнозируется всего на уровне 5% против 3% сегодня. При этом популярность дизельных двигателей возрастёт с текущих 2% до 4% в 2040 году. Для сравнения: доля автомобилей, использующих в качестве топлива этиловый спирт, достигнет 11%.

Причина такого положения дел заключается в том, что автопроизводители скорее будут делать более совершенные двигатели внутреннего сгорания, нежели целиком перестраивать свои производственные линии. Например, в 2040 году, согласно прогнозу, 42% бензиновых автомобилей будут представлять собой по сути микрогибриды, оснащённые технологиями, позволяющими использовать энергию торможения и вращения колёс, улучшая потребление топлива на старте.

Стоит отметить, что стоимость топлива в США практически не возрастёт и будет находиться в 2040 году на уровне порядка 3,9 доллара за галлон бензина (примерно 1,03 доллара за литр) и 4,73 доллара — за галлон дизтоплива. Это в нынешних ценах, конечно, без учета инфляции.

При этом США будет постепенно снижать зависимость от зарубежных поставок нефти. Да, это прогноз только по США; в Европе, возможно, из-за отсутствия собственной ресурсной базы, ситуация может быть иной, и процент электромобилей будет выше. Однако страны догоняющей автомобилизации, прежде всего Китай, Индия и другие страны ЮВА, скорее пойдут по американскому пути, исходя из дешевизны автомобилей на бензиновом или дизельном топливе.

Интересный момент: в прогнозе совсем нет газа как топлива. Возможно, в некоторых странах он тоже займет свою нишу, но определенно, не очень большую; будь эта технология конкурентоспособной, она бы и в США нашла свое место.

Что это означает для нас? Что после некоторого спада цен, возможного после 2016-2017 годов из-за «сланцевой революции», за счет стран догоняющей автомобилизации цены на нефть вернутся на высокий уровень (если они упадут вообще). И тем, кто ненавидит бензин, придется по старинке «гнать» свои велосипеды вместе с мыслями о «сырьевом проклятье» и стараться обустраивать свою страну с учетом высоких цен на нефть.

С Новым Годом! Счастья! И — не болейте, договорились?

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы