Для памяти, несколько мыслей по организационной части. Почему все получилось так, как получилось. Из не «организационных» — зверское количество отдыхающих и их свинское поведение. Не случайно, во всяком случае там, где я был, большая часть пожаров пошла от мест отдыха у озер.
Из «организационных» причин:
- Полный упадок лесного хозяйства. Просеки не прочищаются, не пропахиваются канавы. Нет актуальных карт лесных массивов с дорогами, просеками, лесными кварталами, характеристиками леса. Карт вообще никаких ни у кого нет — ни у спасателей МЧС, ни у пожарных, ни у военных, по крайней мере на уровне непосредственных исполнителей и начальников на местах. В штабе, может, что-то и есть, не знаю, непосредственно в палатках там не был. На стандартную советскую генштабовскую километражку все смотрят как на чудо.
- Неготовность личного состава спасательных служб к тушению именно лесных пожаров. До всего — как окапывать, как тушить, как проливать потом очаги и т. д. — доходило методом проб и ошибок. О более сложных способах тушения вроде встречного огня и говорить нечего. А были там очаги, которые лопатой не затушишь, и даже особо не зальешь. Хорошо, что красноярские пожарники-десантники подоспели и потушили встречным палом. А если бы нет? В общем, структура наших спасательных служб такова — основная масса плохо подготовлена и мало дисциплинирована, однако на этом фоне существует некоторое количество профи, которые оттаскивают ситуацию от края, если успевают.
- Малое количество техники. Причем самих пожарных и поливальных машин в сочетании с мобилизованными говновозками из окрестных деревень более-менее хватало, но критически нужна техника для быстрой расчистки просек — тракторы, бульдозеры. Вот с этим очень большие проблемы, каждый трактор выдирается в штабе буквально с кровью. Большую часть этой не-пожарной техники составляют частные машины из округи, и водители еще вдобавок несут за них материальную ответственность. Следствие — полное нежелание рисковать. Просто сбегают при задымлении, хотя копать еще вполне можно. В итоге пожар не удается удержать на рубеже. Та техника, что имеется в наличии, часто в плохом состоянии и ломается (особенно это относится к бульдозерам и тракторам, и в несколько меньшей степени к пожарным машинам).
- Несогласованность действий различных служб, отсутствие четкой системы связи. Реальными «игроками» являлись — МЧС (включая сюда пожарных, хотя у них самих мнение о слиянии с ведомством резко отрицательное), военные, добровольцы из местных жителей. Все исключительно на личных контактах. Если между МЧС и местными контакты установились нормальные, то действия военных иногда логике не поддавались. Оптимальный вариант использования военных — в помощь знающим спасателям и местным жителям придается группа солдат, которые выполняют роль «физического усилителя» — копают, таскают шланги и т. д. Офицеры при этом в процесс не вмешиваются, а обеспечивают дисциплину, подвоз-увоз смен солдат, питание и т. д. Когда же офицеры начинают непосредственно командовать, получается полный угар — абсолютно нерациональные, ни с кем не согласованные действия.
Например, какой-то замкомдив зачем-то расставил на ночь солдат вдоль границы довольно давно и качественно затушенного пожарища. Ни фонариков, ни лопат, ни представления что делать и куда идти/бежать у солдат нет. Где находятся, не понимают. Самое главное, что несколько десятков солдат для охраны этого старого очага явно не нужно было — там достаточно было пару раз за ночь патрулю в 2 человека пройти. А понадобиться они могли бы в другом месте, или хоть отдохнули бы по человечески.
Внутри МЧС тоже согласованности маловато, и нет ощущения рациональности и единства действий. На примере распределения техники и людей это часто приводило к эффекту «где не надо густо, а там где надо пусто». Штаб очень слабо разбирается в реальных потребностях разных направлений, выделяет ресурсы не туда, куда надо, а куда легче доставить, либо кто больше попросит. Очень часто техника используется не по назначению, типа показушного восстановления к приезду высокопоставленных лиц, в то время как вокруг еще горит и надо просеки расчищать.
Что больше всего поразило — полная беспомощность МЧС в части обнаружения очагов и доставки к ним сил и средств. Выявление очагов, даже очень крупных (квадратные километры), практически полностью возложено на добровольцев из местных жителей, кто лес получше знает. Причем про такие вещи, как спутниковые карты пожаров никто и не слыхивал, даже в штабе. А карты эти, хоть и генерируются с опозданием на несколько часов, реально помогают в обнаружении очагов. Еще поражает полная навигационная беспомощность всех служб. Снова повторю — никаких карт, ничего. Даже местные жители передают положение очагов в стиле «помнишь, мы в прошлом году там подосиновики собирали». Про существование GPS известно многим, но ни у кого приемников нет.
Доставка сил и средств к очагу возможна только в сопровождении местных — сами пожарные безбожно плутают. Про военных вообще не говорю, этих одних оставлять нельзя никогда. Как правило, последовательность действий такая: патруль из местных обнаруживает очаг, сломя голову несется в деревню, расталкивает пожарных, едет с ними, помогает им там со шлангами, потом провожает обратно, чтобы не заплутали. Когда очаг был крупный — пришлось просто рисовать на собственной карте положение фронта огня и с этой картой ехать в штаб.
От людей, видевших тушение пожаров 72-го года в тех же местах, слышал мнение, что тогда было заметно лучше практически по всем пунктам. Лесное хозяйство было в несравненно лучшем положении. Техники было гораздо больше за счет военных — вплоть до прорубания просек танками. За счет функционирования лесничеств все были обеспечены картами. Никаких «подосиновиков» и прочих народных сказаний, ориентирование шло по номерам лесных кварталов, соответственно, при наличии раций проводникам бегать вообще не надо было, достаточно было сказать номер квартала. Помощь местных в обнаружении очагов и «проводке» пожарных нужна была в гораздо меньшей степени. Штаб как диспетчерский центр по распределению ресурсов тоже работал с гораздо меньшим количеством бардака.
UPDATE (от 9-ого августа) Воспользовавшись внезапной популярностью, попробую опубликовать просьбу. Я сейчас в Рязанской области. Сегодня весь день сдерживали очаг в районе между дер. Ульевая, Солотчей и Келецкой канавой. Задача — не допустить перехода огня на южный берег Келецкой канавы. Действия, как всегда, заключались в патрулировании пешком вдоль Келецкой канавы, вызове МЧС с помпой и заливке особенно сильно горящих мест. Вроде, все залили, но оно наверняка начнет еще разгораться. Фронт патрулирования большой, вдоль канавы только 5 км, и еще дальше несколько километров на север в сторону Криуш. Задолбались порядком. Сейчас мы купили собственную помпу еще дополнительно, шланги, вроде к ней все есть, но нет подходящей машины, на которой все это можно возить.
Просьба такая — если это прочтет кто-нибудь, кто занимается off-road поездками, гонками на джипе, УАЗе, ниве, я не знаю, и если есть возможность подъехать сюда поучаствовать в патрулировании и перевозке этой помпы — свяжитесь с жж-юзером elena_dm, в личку ей напишите, или еще как — она расскажет как и куда ехать. Обязанности будут заключаться в поездках по маршруту патрулирования с помпой, если мы ее наладим. Дороги здесь песчаные, конкретно вдоль канавы — это свежая колея пробитая бульдозером. УАЗик там проезжает без проблем. Насчет опасности — да, вы рискуете машиной. Самое сильное пламя (иногда занимался верховой, но, к счастью, быстро опадал) мы затушили сегодня, дальше полегче будет, думаю. Если у вас есть хотя бы один день, мы будем рады.
