Новая Россия: прямая демократия и народный контроль

Претензий к современному российскому государству можно предъявить огромное количество. Однако одной из основных проблем, порождающих многие другие, остается бесконтрольность власти и соответствующая безответственность чиновников всех уровней. Поэтому, на мой взгляд, максимально консолидировать общество может именно конкретная программа разрешения данной проблемы.

Основные пункты этой программы – прямая демократия и народный контроль. Лекарством от коррупции и произвола чиновников станет развитие подлинного народовластия. Наша беда в том, что в истории России, несмотря на многочисленные декларации, никогда не удавалось значительно продвинуться в этом направлении. Все время – или цари, или генеральные секретари, или президенты.

В нашем обществе упорно насаждается идея о том, что управлять государством может только специально подготовленная элита, а народ, мол, не сможет разобраться в сложных управленческих и законотворческих процессах. Пора ломать эти вредные традиции!

Большинство современных государств именуют себя демократиями, однако такая «демократия» не имеет ничего общего с истинным народовластием. Мы видим, что представительная демократия любой разновидности — от древнего аристократического ареопага до советской власти — имеет свойство перерождаться. Народные избранники рано или поздно начинают действовать в своих корыстных интересах вместо интересов народа.

Сегодня распространено мнение о том, что «кого ни выберешь, все равно забудет о своих обещаниях и будет воровать». Где же выход из этого замкнутого круга? Многие помнят слова английского премьер-министра Уинстона Черчилля: «Демократия несовершенна, но ничего лучше человечество пока не придумало». Позвольте не согласиться! Придумало, еще как придумало, причем очень давно.

Черчилль, конечно, имел в виду представительную демократию, когда граждане выбирают своих представителей. Но есть еще и прямая демократия, известная нам с древних времен. Вспомним Новгородское Вече, проходившее прямо на площади. С ростом населения собрать всех граждан для голосования стало невозможно, что и привело к появлению представительной демократии. Однако научно-технический прогресс создал материальные предпосылки для возрождения прямого народовластия.

Мне не вызывает сомнений, что в ближайшем будущем регулярное всенародное голосование с целью принятия законов технически обеспечить будет не сложно. Например, каждому избирателю может быть выдана электронная карта для голосования с высокой степенью защиты, а в каждом микрорайоне могут быть установлены специальные терминалы. Можно также рассмотреть голосование через мобильные телефоны или интернет. Необходима лишь политическая воля для разработки понятного механизма такого голосования.

В перспективе необходимо перейти от тайного голосования к открытому. Хватит делать из политических пристрастий граждан «личную тайну», хватит порождать двуличие и лицемерие. При «открытой» системе голосования у каждого будет именная карта избирателя, и уже на следующий день после выборов в интернете можно будет увидеть, кто за кого голосовал. Пространство для фальсификаций при такой системе практически исчезает.

Главный аргумент противников открытого голосования — возможное давление на граждан за «неправильное» голосование — мне представляется не слишком убедительным, ведь за любую дискриминацию по факту голосования будет введена уголовная ответственность. Этот вопрос требует серьезного общественного обсуждения, а затем утверждения на референдуме.

Я бы предложил провести эксперимент по открытому голосованию в одном из избирательных округов и опираться на результаты этого эксперимента в будущем. Как же будет выглядеть прямая демократия в современных условиях? Один из вариантов: граждане выбирают депутатов, которые разрабатывают проекты законов. Затем проходит общественное обсуждение законодательных инициатив, после чего законы принимаются всенародным голосованием.

Внедрять механизмы прямой демократии следует постепенно, совмещая этот процесс с повышением образовательного уровня граждан, особенно в сфере юриспруденции и экономики. Я считаю, что эти дисциплины должны преподаваться начиная со средней школы. Однако переход к прямой демократии на уровне местного самоуправления возможен очень быстро.

Наблюдая за тем, как муниципальные депутаты вступают в сговор с чиновниками и бизнесменами, забывая о своих избирателях, приходит однозначный вывод: только сами граждане могут эффективно управлять на своей территории. Даже пресловутая ленинская «кухарка» разберется, нужно ли строить на месте зеленого сквера многоэтажный дом.

Часто слышны заявления о том, что «наш народ не интересуется политикой», поэтому никому прямая демократия не нужна. Позволю себе не согласиться с подобными «пророчествами». События последних недель в России подтверждают, что политическая апатия граждан проходит, они вновь хотят активно влиять на принятие государственных решений.

Не сомневаюсь, в стране найдется немало грамотных людей, способных адекватно проанализировать законы, такие как «О полиции», «Об образовании» или Трудовой кодекс. Прямая демократия — оптимальный способ для народа научиться управлять государством.

Безусловно, переход к прямой демократии займет время, элементы представительной демократии будут сохраняться еще долго. Поэтому актуальными остаются вопросы максимальной демократизации выборного процесса. Я предлагаю следующие меры:

  • Создание надежной системы электронного голосования, которая радикально упростит организацию выборов и референдумов.
  • Постепенный переход от тайного голосования к открытому, что снизит возможности фальсификаций результатов выборов.
  • Участие в выборах станет обязанностью гражданина, за отказ от выполнения которой будет предусмотрена ответственность.
  • Проведение избирательных кампаний будет финансироваться только государством, что обеспечит равный доступ всех кандидатов в СМИ.
  • Восстановление права на создание избирательных блоков из нескольких партий и общественных организаций.
  • Полное отмена барьеров для прохождения на выборах всех уровней.
  • Упрощение законодательства о референдумах, чтобы процесс организации и проведения референдума стал доступным для граждан и организаций.
  • Регулярные референдумы на федеральном, региональном и местном уровнях.
  • Контроль за проведением выборов и референдумов независимыми избирательными комиссиями.

Мы не должны забывать о развитии народного контроля за действиями чиновников. Например, в советское время существовали Комитеты народного контроля. И что в этом было плохого? Эти структуры разогнали после 1991 года. Уверен, у нас много честных граждан, готовых работать народными контролерами.

С целью усиления народного контроля предлагаю следующие меры:

  • Формирование Комитетов народного контроля на всех уровнях с правом законодательной инициативы.
  • Внедрение практики ежегодной оценки деятельности высших должностных лиц по конкретным показателям, с последующим их увольнением в случае неудовлетворительных результатов.
  • Постепенное внедрение принципов «Электронного государства», позволяющего гражданам сдавать документы в электронном виде.

Уверен, именно вышеуказанные предложения должны быть реализованы будущей российской властью, которая сменит прогнивший режим.

Оцените статью
Ритм Москвы