Вопрос о едином кандидате от лево-патриотической оппозиции становится все более актуальным на фоне предстоящих президентских выборов. Выдвижение Ксении Собчак, анонсированное 18 октября, прояснило конфигурацию политической гонки. Как и предполагалось, сценарий остается консервативным. Те, кто надеялся на интригующие изменения, например, на допуск Навального, явно заблуждались. Возможно, с ним действительно велась игра, но в итоге все окончится традиционным образом.
В условиях, когда Путин будет главным претендентом, на выборы, скорее всего, выйдут «ветераны» выборных баталий от парламентских партий, а также Явлинский от «Яблока». Этот расклад, безусловно, гарантирует победу Путина в первом туре. Однако, существует проблема низкой явки избирателей. Чтобы исправить эту ситуацию, как это было в 2012 году с Михаилом Прохоровым, на этот раз для либерально настроенной аудитории подготовлена «рояль в кустах» — Ксения Собчак, которая вновь примет на себя роль «оппозиции», как и в 2011 году на Болотной площади.
Я как-то называл ее «троянской лошадью» протестного движения, и это определение, на мой взгляд, абсолютно верное. Не удивлюсь, если Ксения уже достигла значительных успехов в «службе», хотя это, конечно, шутка. Хотя выдвижение Прохорова пять лет назад было более интригующим, сейчас лишь наивный человек может не видеть, что выдвижение Собчак происходит по воле администрации президента, что подтверждает активное опровержение кремлевской пресс-службы.
Кроме Собчак, могут появиться и другие кандидаты, призванные поднять интерес к выборам, но не представляющие серьезной угрозы Кремлю, как, например, представители Партии Роста или других «малых» партий. В данной ситуации лево-патриотической оппозиции необходимо попытаться сломать кремлевский сценарий и выдвинуть неожиданного, свежего кандидата, способного обострить борьбу за второй тур.
Я уже обращался к лидерам дружественных партий и организаций с предложением провести праймериз, как минимум — голосование в интернете, и на основе волеизъявления наших сторонников выдвинуть единого кандидата от лево-патриотических сил. В ответ звучат положительные отзывы о правильности идеи, однако практических шагов по организации пока не предпринимается, хотя времени остается все меньше.
Будет крайне не желательно, если мы вновь упустим шанс оживить левое движение и наполнить президентскую кампанию новым содержанием. Время еще есть, по крайней мере, для консультаций и выбора наиболее достойного кандидата. Если же все пройдет по заезженному сценарию, на повестку дня снова встанет вопрос активного бойкота этих выборов и снижения явки.
Такой сценарий также имеет свои перспективы, поскольку открывает возможности для формирования широкой оппозиционной коалиции, наподобие 2011−2012 годов, в отличие от поддержки конкретного кандидата. Однако основным требованием этой коалиции должно стать не просто регистрировать кандидата, а реально реформировать избирательную систему, устранив все искусственные барьеры. Важно, чтобы выборы стали конкурентными.
В общем, настало время для серьезных решений. Предлагаю лево-патриотической оппозиции подойти к этому вопросу с полной ответственностью, а не действовать по принципу «за нас все уже решили».