По решению губернатора Александра Ткачева с 1 сентября около 1 тыс. казаков будут участвовать в мероприятиях по охране правопорядка наравне с полицейскими. Службу они будут нести исключительно в казачьей форме с шашками и нагайками на поясе. Созданная «казачья полиция» будет предотвращать массовое переселение на Кубань представителей республик Северного Кавказа. Глава региона отметил, что казаки смогут действовать в охране правопорядка так, как это не рекомендуют делать полицейским согласно нормам гражданского общества. Однако он подчеркнул необходимость оставаться в рамках федерального и регионального законодательства.
Многие люди в этом мире имеют разные точки зрения, но в национальном вопросе часто возникает конфликт. Губернатор, как серьезный руководитель, должен знать о федеральных законах! Как можно одновременно «предотвращать переселение кавказцев» и «оставаться в рамках законодательства»? В конце концов, статья 27 Конституции нашей страны утверждает, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Тем не менее, если взглянуть на проблему с другой стороны, для выдвижения своих расистских инициатив у Ткачева есть свои основания. Межнациональные отношения на Кубани находятся в критическом состоянии, и ответственность за неспособность интегрировать переселенцев лежит на краевой администрации. Вместо поиска новых идентичностей для регионального сообщества проще перекладывать вину на кавказцев, которые виноваты лишь в том, что переселяются. В его речи звучат лишь обвинения в переселении, «размывании традиций» и «переходе из количества в качество». Левая половина мозга, похоже, победит правую: переселение кавказцев будет продолжаться, а на этом пути возникнут многочисленные бюрократические преграды, противоречащие как федеральному, так и региональному законодательству.
К сожалению, в жернова этих расовых авантюр попали казаки. «На протяжении последних 10–20 лет мы сознательно поддерживаем казачество, это наша культура, традиции, песни. По большому счету, ведь еще и 100 лет не прошло, как на кубанской земле жили казаки. Казаки – это народ, как русские, татары, мордвины и т. д. Это народ, входящий в Российскую империю. Хотя статус был у них лишен, никто не претендует на его восстановление», – отметил губернатор. Это заявление вызывает недоумение, ведь он фактически спекулирует на требованиях казаков о признании их как отдельного народа Российской Федерации.
Это требование справедливо, и его стоит поддержать, если общность считает себя народом. Однако федеральные власти не спешат признавать казаков таковыми, и этому есть причины. Прежде всего, это православный фундаментализм, проявляющийся у некоторых атаманов и объединений. Хотя они и не самая многочисленная часть казачества, их влияние заметно. В настоящее время казаки функционируют как НКО и не могут отказывать в приеме новых членов на основании вероисповедания, что приводило к интересным прецедентам.
В рамках ФЗ «О казачестве» говорится о многонациональном основании казачьего движения, что действительно отражает этногенез казаков, хотя сейчас это становится все менее актуально. Как только их признают отдельным народом, многие вопросы касательно членства и вероисповедания будут решены. Но другая проблема заключается в их месте в современной России. Ранее это были иррегулярные, а затем регулярные войска Российской империи, а сейчас они превратились в культурный артефакт, привлекательный для туристов. Каждый год власти пытаются встроить казаков в силовые структуры или армию, но без особого успеха.
Губернатор Ткачев, похоже, считает, что казаки теперь становятся «оружием расовой чистоты на Кубани». Их нежелание принять кавказцев отражает более широкую проблему экономико-демографических процессов в регионе. Казаки – это русские кавказцы, отличающиеся в основном верой. Все духовые и культурные вопросы, а также доминирующие традиции, миф о притеснении и отсутствие внутренней сплоченности – вот что их объединяет.
Ткачев придает казакам уверенность: «Этот народ имеет право на существование, на то, чтобы жить на этой земле и, самое главное, защищать ее. Если мы не будем об этом говорить, значит, мы растеряем нашу самобытность». Но кто именно угрожает этому патриотизму? Как кавказцы мешают казакам ценить свои традиции и отвечать за свои поступки? Появление кавказских переселенцев не должно снижать уровень патриотизма у казаков.
Похоже, это гнилой патриотизм. Или заведомо плохие поступки. Движение по защите прав народов инициировало обсуждение открытого письма к президенту. Я настаиваю на том, чтобы расовые идеи Ткачева были отвергнуты, ведь спекуляции на расовых темах недопустимы и опасны. Когда одному народу дают разрешение решать проблемы с другим народом, это может закончиться трагически.
