Основы исламской культуры — для Дании и для России

На днях ряд датских школ начал вводить в учебную программу преподавание основ ислама с 1-го класса. Это происходит вопреки предписанию министерства образования, согласно которому ученики до 6-го класса должны изучать только христианство. Джон Ридаль, председатель комитета учителей религии, считает, что обучение в начальных классах основам других религий становится все более распространенной практикой.

Ридаль отмечает, что за последние годы наряду с учебниками по основам христианства, публикуются все новые пособия для преподавания других религий. Лютеранство в Дании является государственной религией. По официальным данным, 84,3% датчан состоят в государственной церкви — Датской Народной Церкви, относящейся к форме лютеранства, в то время как остальная часть населения исповедует в основном другие христианские конфессии, а около 3% составляют мусульмане. Поэтому христианство преподавалось в Дании с 1-го по 6-й класс.

Однако теперь некоторые школьники начальных классов не будут иметь возможности услышать даже библейские истории и получить информацию о христианстве. Официальная версия гласит, что школы, в которых введены курсы по изучению ислама, являются на 80% мусульманскими, и занятия по исламу помогут раскрыть потенциал учеников. На практике это не всегда соответствует действительности. Например, школа в Биспехавене, расположенная в преимущественно мусульманском районе Орхуса, не является специализированной для мусульман, но там все же введены уроки ислама.

Пока родители выражают недовольство по поводу исчезновения «нормальных датских школ», стоит задуматься о ситуации. В стране с государственной религией и всего 3% мусульман действительно необходимо решать реальные проблемы, а не следовать политкорректности. Вводить уроки ислама в России — методологически правильный шаг, поскольку с этой религией связано множество предрассудков.

Предрассудки основаны на непонимании и страхе. Население нашей страны зачастую не различает суннитов, шиитов, кавказцев, среднеазиатов, джихадистов, салафитов, террористов или трудовых мигрантов, и не знает, что такое хиджра, принимая это за кавказское ругательство. В обществе отсутствуют нормальные программы, позволяющие разобраться в этих вопросах. Неудивительно, что социальные фобии растут, а все эти категории превращаются во нечто зловещее и опасное.

Как учил нас Дени Дидро, эти вопросы решаются путем образования. Современное понятие «проблемное обучение» подразумевает, что наличие проблемы требует её изучения. Вместо этого мы пришли к неверным выводам, включая мысль о том, что России не хватает государственной религии. Поэтому в школах внедряются Основы православной культуры, которые, к сожалению, создают раздор внутри этнической общности русских — между светскими и околоцерковными людьми — и выглядят как церковный лоббизм в образовании.

Национальное образование и культура должны быть адаптивными. В датской монархии «нормальность» определяется этнической принадлежностью. В светских национальных государствах национальное достояние формируется декларативно. Что Минкульт признает национальным достоянием, то им и является.Признали Достоевского — он наш, признали Толстого — он наш. То же касается и культурных деятелей Востока, таких как Фирдоуси и Гамзатов.

Если на уроках литературы сократить соцреализм и добавить больше восточной культуры, это только улучшит «толерантное» воспитание. Однако последние сто лет почему-то мы перенимаем лишь маргинальные аспекты европейского опыта и делаем неправильные выводы. И потом удивляемся последствиям.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы