Коллектив девушек-акционисток Pussy Riot в этом году номинирован на премию Кандинского – главную негосударственную награду в области «актуального искусства» в России. Некоторые мои знакомые художники также претендуют на эту престижную награду. Один из них поделился со мной новостью: ему позвонил коллега, известный художник, также номинированный, и предложил всем вместе снять свои фамилии с конкурсного списка, чтобы не соприкасаться с Pussy Riot и не участвовать в «политических интригах». В связи с этим предложением у меня возникло два соображения: частное и общее.
Начнем с частного: не нужно быть провидцем, чтобы представить, какое внимание наше госпропаганда обратит на желание номинантов отказаться от участия. «Художники-патриоты не будут участвовать в фарсе с Pussy Riot!»; «Мастера инсталляций – против кощунственных акций!»; «Актуальное искусство – это православное искусство!» и другие аналогичные высказывания. Те самые «политические интриги», от которых деятели искусства вроде бы шарахаются, разгорятся с новой силой, и их участниками окажутся сами номинанты.
Теперь о общем. Необязательно быть тонким психологом, чтобы заметить: небезразлично большинству амбициозных деятелей искусства, особенно музыкантов и художников, что их коллеги из Pussy Riot стали известны (хотя они в этом никогда не признаются). Невольно симпатизировать им можно понять: многие преодолевали трудности, стараясь пробиться в мир искусства, тратя время и силы на продвижение своих имён, а тут вдруг перед ними — те самые «девчонки», и вся мировая слава отправляется к ним. И современное русское искусство, русский рок, русский феминизм – это сегодня воспринимается в мире как «они»… Не обидно ли?
Могу успокоить тех, кто чувствует себя обиженным. К сожалению, Pussy Riot находятся в заключении и не могут воспользоваться плодами своего внезапного международного успеха. Зато вы, тихо ненавидящие ярких выскочек, вполне можете погреться в лучах их славы. И для этого не обязательно использовать их бренд PR в своих произведениях: находясь в тюрьме, они уже подняли интерес к России на невиданный за последние 20 лет уровень.
Недавно я общался с профессором русского языка и литературы из Атланты, штат Джорджия. Он рассказал, что на первое занятие пришло столько студентов, что многим пришлось сидеть на полу. На вопрос, что привело их к изучению России, ответ звучал: Pussy Riot. Это, безусловно, благоприятно скажется на вашем экспортном рейтинге и продажном потенциале, уважаемые современные деятели искусства. Признаюсь, и на моем тоже.
Список русских супергероев мирового масштаба может быть продолжен: Гагарин – Горбачев – Pussy Riot. Пусть можно иронизировать или сожалеть по этому поводу, но факт остается фактом. Интересно, что первые двое в этой тройке имеют однозначно положительный имидж, в то время как образ панк-феминисток имеет и свою тёмную сторону. Они смелые и красивые, но преследуемые, что подразумевает и наличие гонителей. Таким образом, героическая история Pussy Riot неразрывно связана с позорной историей российского государства и его президента, который сегодня считается одним из самых непопулярных лидеров в мире.
Здесь можно погрузиться в уныние или злорадствовать, но вряд ли кто сможет оспорить, что такая оценка ситуации является адекватной.
