Артемий Троицкий: Тоомас-Хендрик Ильвес: Алексей Навальный и шрёдеризация Запада

Мы собрались здесь, чтобы воздать почести Алексею Навальному. Человеку, которого преследовали, арестовывали, пытались убить, бросали за решётку за то, что он встал поперёк горла автократии, которая стремительно приближается к классическому тоталитарному режиму. В чём его преступление? Только в том, что он, мирными средствами, воплощая фундаментальное право каждого человека на свободу слова и самовыражения, бросил вызов режиму, соединяющему силовиков, воров и убийц.

История Навального не нова. В десятилетия, предшествовавшие коллапсу коммунизма, эта история повторялась вновь и вновь. Иосиф Бродский, Натан Щаранский, Александр Солженицын, Андрей Сахаров и сотни других подвергались преследованиям в СССР. Однако, есть и новые нюансы. В те годы, когда я ещё работал молодым исследователем-аналитиком и затем руководителем Эстонской службы Радио Свобода, у нас на Западе была четкая уверенность в своём моральном праве противостоять тёмным советским силам — на уровне правительств и международных форумов.

Парадоксально, но эта моральная отчётливость поддерживалась самими Советами, занимавшими последовательную антикапиталистическую позицию. Невозможно было представить, что комиссары Сталина или члены Политбюро Брежнева покупали бы себе виллы на Ривьере или квартиры в небоскрёбе, принадлежащем американскому президенту. Для нас получать деньги от тоталитарных структур означало бы взяточничество или шпионаж, что влекло бы за собой уголовное наказание и общественное порицание.

Сегодня либеральный демократический Запад утратил эту моральную ясность. Мы стали сообщниками преступников, фактически объединившись с врагами свободы и прав человека. Мы стали пособниками падения России, разваливающейся под тяжестью воровства и коррупции, что приближает и наш конец.

Поэтому, в своём коротком приветствии Алексею Навальному я не стану акцентировать внимание на его заслугах в разоблачении коррупции в России; это будет звучать самодовольно. Чтобы по-настоящему отдать должное усилиям Навального, мы должны твёрдо противостоять процессу гниения, который происходит на нашем либеральном Западе. Этот смрад исходит от наших коррумпированных политиков, от простодушных и жадных правительств, и даже от престижных университетов с вековыми традициями.

Он исходит от бизнеса, который ставит интересы прибыли выше ценностей справедливости и свободы. Эта коррупция, наша коррупция, позволяет кремлёвским авторитетам продолжать безнаказанно грабить и убивать.

Приблизительно 15 лет назад я запустил в оборот новый термин — «шрёдеризация». Суффикс «-зация» в русском языке обозначает общий процесс и привязывается к государству, использующему взяточничество. Многие другие режимы тоже не без греха в этом отношении: от Китая до Азербайджана. Грязные деньги выжимаются у слабых и бесправных, попадая в болота наших политических процессов и развращая нашу систему.

Западная ткань пронизана этой коррупцией. Более того, мы не можем говорить об этом открыто, опасаясь юридических и финансовых последствий! Замечательной журналистке Кэтрин Белтон, автору разоблачительной книги «Люди Путина», грозит судебное разбирательство, инициированное властями, целью которого является запугивание тех, кто исследует связи между силовиками, бизнесом и государственной властью.

Иногда это связано не только с алчностью. Мы видим, как фракция Европейской Народной Партии не исключила из своих рядов популистскую партию, несмотря на её несовместимость с декларируемыми ценностями — ради сохранения количественного присутствия в Европарламенте. Изложение всех проявлений коррупции в западной практике займёт не один час, а дни и недели.

У нас нет времени ужасаться этой проблеме. Надо начать её решать. Алексей Навальный получил свой срок по смехотворной причине: за то, что не отметился вовремя, находясь в состоянии выздоровления после отравления «Новичком». Однако его реальные прегрешения — это всё те же расследования и разоблачения, включая дворец, построенный для кремлёвского диктатора.

Нам на Западе нет дела до проблем россиян — мы просто принимаем ворованные деньги. В одной из своих последних книг историк Ричард Пайпс объясняет, почему элита автократических режимов стремится хранить свои деньги на Западе. Отсутствие верховенства закона толкает их на то, чтобы переправлять средства туда, где закон действует.

Верховенство закона обеспечивает процветание Запада. Мы знаем, что никакие власти не могут незаконно отобрать нашу собственность. Однако те же власти позволяют авторитарным режимам хранить у нас наворованные богатства и преследовать тех, кто, как Навальный, борется с этим безобразием. Необходимо менять законы и практики.

Британская система расследования «богатств необъяснённого происхождения» должна распространяться на другие страны Запада. Анонимные подставные компании, с помощью которых подчинённые русской мафии покупали недвижимость, должны быть запрещены. Регуляции и визовые запреты должны быть ужесточены, чтобы не допускать агентов ГРУ и ФСБ в Европу.

Некоторые европейские чиновники также должны быть привлечены к ответственности, как, например, бывший министр иностранных дел Австрии, который потребовал отпустить требуемого Интерполом подозреваемого. Коррупция не знает границ. Наша собственная «шрёдеризация» — это проблема, которую мы должны решать.

Алексей Навальный демонстрирует россиянам и всему миру не только воровство в России; он ставит зеркало перед нами как соучастниками в преступлениях, помогая выкачивать деньги из беднеющей страны. Эти деньги оседают в карманах и на счетах наших собственных лидеров и банков. Уважаемые гости, мы должны отдать дань уважения решимости и отваге Алексея Навального, который показывает нам реальный лицом к лицу.

Спасибо.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы