Артемий Троицкий: Если бы Льва Толстого пригласили на телеканал «Россия»

ВЕДУЩАЯ: Лев Николаевич, а для вас что такое «патриотизм»?

ТОЛСТОЙ: Патриотизм — это чувство безнравственное, потому что вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководствующимся своим разумом, человек под влиянием патриотизма признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства. Это ведет к поступкам, противным собственному разуму и совести. Патриотизм, в самом простом и ясном значении, является орудием для правителей, стремящихся к властолюбию и корысти, а для управляемых — отречением от человеческого достоинства, разума и совести, подчинением себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется повсюду.

ВЕДУЩИЙ: Неужели вы полагаете, что не может быть современного позитивного патриотизма?

ТОЛСТОЙ: Патриотизм не может быть хороший. Почему люди не говорят, что эгоизм не может быть хорошим, хотя это можно было бы утверждать, поскольку эгоизм — естественное чувство, с которым человек рождается, а патриотизм — неестественное, искусственно привитое чувство. В России, например, патриотизм в виде любви и преданности к вере, царю и отечеству с невероятной силой прививается народу через церковь, школы, прессу и различные торжественные мероприятия. Русский рабочий человек, несмотря на незаслуженную репутацию особой преданности вере, царю и отечеству, свободен от обмана патриотизма. Большинство не знает своей веры, а как только узнает, бросает ее и становится рационалистом. Что касается царя, к нему народ относится, если не с осуждением, то с полной равнодушием. Отечество, если не понимать под этим свою деревню или волость, вообще не осознается, или не делается различия между ним и другими государствами.

ВЕДУЩИЙ: Так вы считаете, что чувство патриотизма в людях и воспитывать не надо?!

ТОЛСТОЙ: Я уже не раз высказывал мысль, что в наше время патриотизм — это неестественное, неразумное и вредное чувство, причиняющее множество бедствий человечеству. Поэтому это чувство не должно воспитываться, как это происходит сейчас, а напротив, должно подавляться и уничтожаться всеми разумными людьми.

(В редакции паника, жучки в ушах ведущих надрываются…)

ВЕДУЩАЯ: Ну, знаете… Мы не… Вы… Хоть костюм красивый надели бы!!

ТОЛСТОЙ: Удивительно, что, несмотря на очевидную зависимость от этого чувства, разрушающего народ всеобщей вооруженностью и губительными войнами, все мои доводы о вреде патриотизма встречались и продолжают встречаться с молчанием или умышленным непониманием. Часто утверждается, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм и шовинизм, а настоящий, хороший патриотизм — это возвышенное нравственное чувство, осуждать которое неразумно и преступно. О том, что такое настоящий, хороший патриотизм, или вообще не говорится, или вместо объяснения произносятся высокопарные фразы, или же под понятие патриотизма подводится нечто, что не имеет ничего общего с тем патриотизмом, от которого мы все так страдаем.

ВЕДУЩИЙ: У нас осталась одна минута, и я хотел бы, чтобы все участники дискуссии буквально в двух-трех словах сформулировали, что такое патриотизм?

ТОЛСТОЙ: Патриотизм есть рабство.

(Цитаты из статей Л.Н.Толстого «Христианство и патриотизм» (1894), «Патриотизм или мир?» (1896), «Патриотизм и правительство» (1900). Заметьте, время тихое и благополучное; Русско-японская война, Первая мировая и прочий ХХ век еще впереди… Впрочем, на то Толстой и гений.)

————————

*Этот текст был составлен в марте 2014 года. Актуальность сказанного не утратилась: экстремизм остается на повестке дня. Вчера был день рождения Льва Николаевича.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы