«Загон овец предпочтительно осуществлять пастуху» — Найман/Гринуэй, «Контракт рисовальщика». На днях я наткнулся на два интересных текста: интервью Дмитрия Быкова с Андреем Кончаловским и выступление Владимира Познера в Кембридже. Если выразить суть их слов кратко, можно сказать, что оба автора оправдывают нынешний российский режим и призывают не просто смириться с ним, но и поддерживать его. В завершающей части своего выступления Познер, отвечая на вопрос о возможном одобрении путинской политики в Украине, заявил: «Забудьте о гуманности, забудьте о том, что есть добро и зло. Помните только одну вещь: ЧТО ТУТ В ВАШИХ ИНТЕРЕСАХ». Поздравления, Владимир Владимирович — точнее и не скажешь!
Я никогда не призывал никого поддерживать какую-либо власть, в том числе и российскую. В свое время я пообещал себе, что не стану поддерживать ни одну партию. Одна общая знакомая из Америки охарактеризовала Познера как «survivor», что на русский можно перевести не совсем удачно, как «выживальщик». Это схоже на известную поговорку о Анастасе Микояне, который с удовольствием пережил эпохи Ленина и Брежнева. Андрей Кончаловский, очевидно, также относится к этому клубу. Я, хоть и не отношусь к выживальщикам, с уважением смотрю на их способности выживать.
Я прожил жизнь, полную безрассудства и неосторожности, и порой проявлял принципиальность не всегда. И, вспомнив слова Галича: «Промолчи — попадёшь в богачи…», понимаю, что сам не без греха. Однако сейчас я решил высказаться, что может повредить моим отношениям с этими двумя достойными людьми.
Я искренне не понимаю, почему два умных и образованных человека не могут хотя бы молчать, как это делают сотни скромных мастеров культуры и эфира в нужных местах. Почему обязательно быть «первыми учениками»? В искренность поддержки «путинского блага» Кончаловского и Познера я не верю; в искренность соблюдения «интересов» — склонен верить, но, друзья, вам уже по 80 лет — разве не стоит вспомнить о том, что важнее статуса первача и богача? Или это всё-таки фаустовский контракт с адской властью? Подпись кровью, все дела… Ох, не знаю.