Артемий Троицкий: Сумерки в сосновом бору

Судя по всему, в России вскоре станет совсем нехорошо: стагнация, инфляция, безработица… Рубль показывает пример. Поскольку Путин непогрешим, главного местного виноватого во всех непорядках, вероятнее всего, назовут премьера Медведева, номинально второго лица в государстве. Насколько радикальным будет развенчание, пока неизвестно. Но одно можно утверждать: вне зависимости от скорости и глубины падения, оно будет закономерным и заслуженным.

Жизнь и история предоставили Дмитрию Медведеву уникальный шанс, который он, увы, профукал. Не секрет, что Дмитрий Медведев не хотел расставаться с президентским креслом и ещё за несколько дней до рокировки на съезде партии «Единая Россия» 24 сентября 2011 года верил в возможность баллотироваться на второй срок. Однако существовали определённые «договоренности», и предстоящие перемены стали для него суровой реальностью. Он мог бы выступить против этого, но поступил не как лидер, а как лояльный член клана. За это он, вероятно, получил не только известную должность, но и гарантии по её срокам — что сейчас как нельзя кстати.

Лично у меня сентябрьский «прогиб» Медведева не вызывает возмущения. Я сам когда-то с восторгом читал рассказ Пантелеева «Честное слово», да и меня всегда беспокоило, как не сдержать своё обещание. Хотя, если выбирать между своим «честным словом» и судьбой страны, тут есть над чем подумать. Медведев не подвёл Путина, но ожидания миллионов россиян, полагавших на «модернизацию», оказались обманутыми.

Возможно, Дмитрий Анатольевич просто не представлял себе всех краткосрочных и долгосрочных последствий съезда. Эти последствия начали проявляться уже на следующий день: снижение индексов, ропот в СМИ, странная депрессия среди горожан… В декабре снежный ком докатился до катастрофы. Вопрос спорный, но я склоняюсь к тому, что без «рокировки» не было бы и манифестаций на Болотной — даже при всех нынешних реалиях.

Попытка весёлой революции силами «креативного класса» была сорвана, и это проявилось в том, что события на Майдане показали, какая колоссальная разница между «потусовались и разошлись» и «пришли, чтобы остаться». Оптимальный момент, когда власть была деморализована, был упущен. Но движение продолжалось! Январь, февраль, даже начало марта: у президента Медведева появился второй шанс — и гораздо более привлекательный, чем осенью! Пойти навстречу народу, уволить скандального главу ЦИКа, назначить новые выборы… Да, это было бы рискованной игрой, но шансы на успех не были нулевыми.

Прикинем? На стороне Путина были все силовики и большинство элиты, олигархи сохраняли нейтралитет. За Медведева выступали «системные либералы» и активное население Москвы, поддержка мирового сообщества и, самое главное — полная легитимность всех начинаний. Соответственно, любые ответные действия могли бы выглядеть незаконно.

С таким раскладом шансы можно было оценить как 70 на 30 в пользу Дмитрия Анатольевича. Однако всё обернулось иначе, как в популярной песне: «Пока, Медвед!». Народ на митингах топчет снег, а «вас как будто бы больше и нет». И сейчас трудно понять, как знатные оппозиционеры будут реагировать, когда их попросят покинуть свои посты.

Сочувствую ли я униженному экс-президенту? В некотором смысле да, потому что его бездействие привело к нынешней ситуации. Но в то же время, мы все немного «медведевы»; жизнь подкидывает нам варианты и возможности. Стать героем или анекдотом, полезным или вредным — это дело одного движения воли, которое удаётся не всем.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы