Что такое милосердие? Я решил выяснить, что пишут на эту тему в интернете, и не нашел ничего внятного. Даже статья в Википедии выглядит рыхлой и недописанной. Правда, много цитат из святых и мучеников, но они кажутся размытыми и мутными, хотя и душевными. Видимо, люди, которые страдали, не были одновременно Львами Толстыми. Тем не менее, каждый интуитивно понимает, что такое милосердие.
СИЗО (март 2012) (из письма Нади на волю): «Вопрос «как дела» на удивление не дурацкий. Хорошо. Несмотря на идиотизм ситуации в целом, с момента ареста все складывается для меня настолько успешно и благоприятно, что я убеждена: есть судьба. Говоря по-бандитски, я фартовая девка. Правда на нашей стороне. Я полагаю, что за нас похлопотала Богородица, услышав наши просьбы и став благодетельствовать феминисткам». Почему так писала Надя из СИЗО? Потому что она стоик и аскет. Наша реальность. Республика Мордовия, поселок Парца. ИК-14. Отряд №7. Нам трудно представить, что значит сидеть в тюрьме в одном помещении с женщиной, которая съела своего любовника! На минуточку: не выгнала, не побила, не заставила жениться, а съела!!! Примерьте на себя такую ситуацию. Отдохнули? Правда, заряд энергии на целый день. Это реальность России. Можно ли жить в одном помещении рядом с 40 убийцами, наркоманками и женщиной, которая съела любовника? Есё как! Есё каг! И Надя живет. Потому что она стоик и аскет.
Откуда все это? — вы поинтересуетесь. Вроде девки… отвязные… нагадили… («дуры и барышни»). Кощуницы! Вот откуда. Французских экзистенциалистов мы читали с Надей, когда ей было 13 лет. Ницше (об аполлоническом и дионисийском) – в 14. А потом она скатилась до Жижека. Захотелось деятельности. Фаустовское начало проснулось. Группа (блин) Война (чтоб её).
Хотя. (Надя, март 2012 года, СИЗО №6, Москва.) «У стоиков есть метафора: телега и привязанная к ней собака. Телега – это судьба, собака – человек. У человека есть выбор: либо следовать за телегой добровольно, либо упираться и цепляться за камни и кусты, быть ведомым судьбой, но в усталом виде». То есть фатализм правит. Видимо то, что случилось, должно было случиться. Но надо что-то делать.
Про Мосгорсуд. Ольга Егорова сказала в программе «Центральное телевидение» (на горячо любимом НТВ), что в её власти смягчить наказание и что посмотрим, что напишут «ОНИ». Видимо, адвокаты. Но при чем тут адвокаты? Разве судьба зависит от бумажки? Очевидно, вопрос идет о торгах: покаются – хорошо, нет – в аду вечно гореть (Чаплин). А что «хорошо»? Сигнал не подается. И? Ну и? Бог простит? Надо разделить понятия: раскаяние, покаяние и немного «школьный дискурс», в котором что-то от так называемого «совета справедливых» – из практики школьных разборок в СССР середины 70-х. Куда вызывали шалопаев (как меня) и «разбирали» в присутствии примерных ботов. Сейчас такие тоже есть (правда, мало).
Подметать, выпороть… Про «пусси» звучали разные пожелания: от заставить подметать, до «выпороть». Видимо, это сублимации и сексуальные фантазии народа богоносца, который хоть против гендерных свобод, но садо-мазо метафорический ряд его не миновал. Слово «покаяние» не очень хорошо. Надя не крещена, не воцерковлена. Можно говорить о «раскаянии». А что такое раскаяние? Говоря юридическим языком, речь идет о «деятельном раскаянии». Что это? Признаться в чем? Что они плясали на солее ХХС? Так это вопрос факта, плясали. В шапочках плясали? Плясали. Некрасиво это было? Не очень. Искусство? Ну… на любителя. Кощунство? Да, в ряду других кощунств, например, взрыв Храма Христа Спасителя, за который никто не покаялся.
Плясать лучше, чем взрывать? Вроде да. Сказать, что это плохо? В смысле так: «Да, я поступила плохо». Нет, недостаточно. Экспрессии нет. По Станиславскому: «НЕ ВЕРЮ». Прочитать с выражением, как Маяковского в школе? Сняв ботинки бегать по мордовским таящим снегам? Посыпать голову пеплом? Выколоть себе глаза, как супруга и мать царя Эдипа? Распять себя, как Мавромати между философией РАН и строящимся Храмом Христа Спасителя? Помню, я случайно там гулял, вижу – почти голый человек, прибитый гвоздями к кресту. А морозец. «Круто», — подумал я и пошел дальше. А потом оказалось, что Мавромати – великий художник современности. Почти Олег Кулик.
На самом деле риторическое требование раскаяния подразумевает унижение. Ожидание унижения, вожделение унижения. Как хлеба и зрелищ. Хлеба народ имеет, и даже на хлеб с маслом, и даже денежки на нитки пришивать карманы к саванам. Это было бы логично, если бы они получили условный срок или штраф. Они никому ничего не обязаны! Они сидят в тюрьме! От них хотят унижения? Чтобы они ползали червями между ног? Я только в кошмарном сне могу представить, что Надя будет унижаться перед людьми. Ау! Не хотят выпускать, Надя и не просит, но зачем глупости говорить!? Что касается просьбы простить их за невольное оскорбление верующих, то это было сделано неоднократно и искренне.
Что касается страха. Не нужно играть напуганных. Бояться – надо, но в меру. Просто для тонуса, не расслабляться. Думал ли я, что после того, как озвучу свою позицию, Наде может стать хуже? Думал. И какой я ответ дал на эти сомнения? Свой обычный ответ: «Делай, что должен, и будь что будет!» Играть в напуганность бессмысленно. Страшненько? Мы боимся! Но делаем так, будто на самом деле не боимся. По Станиславскому. Улыбнись (капитан), и моря покорятся, и улыбка притянет за собой хорошее настроение.
Мы помним, что у Нади есть дочь 5 лет, у Маши Алехиной – сын 6 лет. Мы же что-то принимали по сиротам… Только не по нашим, а по американским. Подумайте, так ли страшен был их поступок, чтобы так ожесточаться. Питерский офицер и философ Леонид Катилевский, из группы поддержки Pussy Riot, считает, что нужна петиция. Я сказал ему, что должно быть 100 тыс. подписей или 100 знаковых фигур России, артистов, режиссеров, просто харизматических людей, как это было в июне 2012 года. Но поскольку тема Pussy Riot не в тренде, никто подписывать не станет. Так я сказал. Может, я ошибался. Если у кого-то есть мысли по поводу петиции по УДО или пожелания, вот: Суд по УДО состоится 26 апреля в Зубовой Поляне, в Мордовии, 480 км от Москвы. Кто хочет поддержать Надю, приезжайте! Там прекрасная гостиница!
ПОЖЕЛАНИЕ НАДИ В ДАЛЕКОМ УЖЕ 2012 ГОДУ. (Из письма на волю незнакомому человеку, который написал Наде в СИЗО (март 2012): «Всегда приходится чем-то жертвовать, чтобы нарисовать образ эпохи. Сейчас красками и кистями оказались мы. Распорядитесь вы, оставшиеся на свободе, этим правильно. Удачи». Леонид Катилевский: «Может быть, уж в преддверии Пасхи пора остановиться? Ведь это не сложно. И слово Патриарха действительно способно всё исправить: этим словом был запущен механизм суда, этим словом можно и дать людям свободу. И преступников отпускали на Пасху. Сейчас последний шанс, суд у Надежды 26 апреля. Ещё есть чуть больше двух недель…» (ничего себе просьба о милосердии) (и тем не менее, это просьба о милосердии, просто не теряя достоинства).