«Смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, и пьянством, и заботами житейскими» (Лк 21:34).
Люди, с которыми мне довелось работать на протяжении акционистской деятельности, были действительно необычными для Москвы. Они не стремились к деньгам и комфорту, не посещали заведения вроде «Жан Жак». Если они заходили в кафе, то выбирали такие, где можно обсуждать и планировать акции, ничего при этом не заказывая. Если хотелось поесть, отламывали ломоть батона. Им было жаль тратить время и своё сознание на повседневную гонку за комфортом. Сердце их не отягчалось ни объедением, ни пьянством. Мысли их были полностью заняты делом, над которым они работали в данный момент. Они трудились много и с увлечением, не останавливаясь даже перед возможностью тюремного заключения.
В повседневной жизни они занимались самообразованием и самосовершенствованием, действуя согласно добродетели. Философы должны не только описывать мир, но и изменять его. Счастье — это жизнь в соответствии с добродетелью. Иногда я чувствую себя счастливой даже здесь.
«Терпением вашим спасайте души ваши» — проповедовал Иисус Христос (Лк 21:19). Мне тяжело переносить лишение связи с теми, кто составляет мою жизнь, но я терплю. Учусь общаться с теми, кто окружает меня сейчас. Здесь есть люди, которые добивались комфорта, для которых уровень жизни был важен. Но теперь они равны с ними в комфорте. Большинство не понимает, зачем заниматься политическим искусством, если за это не платят.
«Я не понимаю 80% слов, которые ты говоришь», — призналась мне девушка с наркотической статьей 228, когда я объясняла, для чего хожу на митинги и провожу политические акции. «Тебе промыли мозги», «Кто всё проплачивает?», «У вас же есть умные мужчины, которые всё организуют» — это постоянные вопросы, которые слышу от осужденных по статье 228. Экономические 159-е частично понимают меня, симпатизируя Ходорковскому, Козлову и Романовой, но также считают, что мы — часть большой политтехнологической схемы.
Тем не менее я продолжаю общаться с сокамерницами, объясняя смысл и мотивацию своих действий. Некоторые в СИЗО № 6 уже поверили, что дело Pussy Riot начато силами нескольких политически активных молодых людей. Иисуса Христа обвиняли в богохульстве. Если бы две тысячи лет назад существовала статья 213, её вполне могли бы предъявить Христу. Он призывал к аскетизму и подвижничеству, но земные цари осудили его, не желая отказываться от привилегий.
«Остерегайтесь же людей, ибо они будут отдавать вас в судилища», — предупреждал Христос (Мф 10:17). Остерегайтесь, но идите и проповедуйте им бескорыстно, обруганные и оболганные, ходите по землям и проповедуйте и иудеям, и эллинам. Pussy Riot, спустя две тысячи лет, с задачами, куда более скромными (мы не стремимся основывать церковь, а лишь призываем взглянуть с сомнением на некоторые аспекты земного представительства христианской церкви), пришли в храм Христа Спасителя и были заточены за решетку.
Мы не мессии. Но кто знает, может быть, Pussy Riot — это знак приближения нового времени в духовной истории человечества, века Свободы, как предсказывали русские религиозные философы? В минувшее воскресенье я конспектировала апостольские послания, исследуя проблему преемственности закона и благодати, касающихся ветхого и нового заветов.
На этом противопоставлении Мережковский, Бердяев и С. Булгаков строили свои учения о грядущем пришествии новой и венчающей историю эпохи свободы, которая должна наступить после провозглашенной Ветхим заветом эпохи закона и Новым — эпохи любви Христовой, праведности и веры. Кто знает, возможно, принятие прав и свобод человека в качестве приоритетов западной политики XX века — такое же знамение приближения эпохи свободы и творчества, как и концерт Pussy Riot. Творчество, по учению Бердяева, станет структурным моментом века свободы, а любовь преобразится в свободу.
И вместе с ней изменится мир. Он уже в движении.
