Тимур Олевский: Российскую космическую отрасль преследуют неудачи

Российскую космическую отрасль преследуют неудачи. В среду произошла авария с космическим грузовиком «Прогресс М-12М», который направлялся с запасами на МКС. Ракета-носитель «Союз-У» стартовала с космодрома Байконур, но при запуске произошла нештатная ситуация, и фрагменты грузовика упали в Чойском районе Республики Алтай.

В первые часы после аварии удалось поговорить с заместителем генерального конструктора РКК «Энергия» Валерием Рюминым, космонавтом, на счету которого четыре полета на орбиту, в том числе и на борту шаттла Дискавери. Вот его мнение по поводу произошедшего:

Валерий Викторович, в связи с неудачным запуском «Прогресса», объясните, что, по вашему мнению, произошло?

— Как я понимаю, с ракетой «Союз-У» случились какие-то проблемы. Да, разгонного блока там нет. Если это Тайга, то, похоже, это третья или вторая ступень. Бывает, что ж. Прогрессов было больше сотни, и это первый случай, когда произошла авария. В этом и дело.

Но это вина ракеты-носителя, а не «Прогресса»?

— Да. В связи с этим возникают вопросы, ведь были проблемы и у «Протонов», хоть их и делают другие специалисты.

Какое отличие между «Протонами» и «Союзами»?

— В «Протонах» был разгонный блок, а здесь его нет, поэтому нельзя их объединять. Их делают разные фирмы: ракету делает Самара, а «Хруничев» — другой завод. Аварии бывают разные.

Может быть, это проблема подготовки к полету на космодроме?

— Это должно выяснить специальная комиссия. Но маловероятно, что это связано с подготовкой. Скорее, это технологический дефект при изготовлении ракеты. Если упало, то будет найдена материальная часть, что поможет определить причину неисправности.

На ваш взгляд, за последние годы качество работы предприятий и сборки изменилось?

— Качество, конечно, ухудшается. Контроль стал менее тщательным, чем в советские времена. Раньше была военная приемка, сейчас её практически нет. Это был дополнительный барьер качества. Проблема со специалистами тоже существует. Последние 15-20 лет, когда начиналась Перестройка, много хороших специалистов ушло.

Из-за неудачных стартов может ли Россия потерять заказы на запуск спутников?

— Это, конечно, возможно, но я не думаю, что это произойдет. Все понимают, что в нашем деле могут случаться аварии. На это закладывается страхование.

Американцы спокойно относятся к авариям?

— Да, у них тоже бывают аварии. Ничего удивительного в этом нет, и у них нет других способов летать, кроме как на наших «Союзах».

Если бы речь шла о запуске пилотируемого корабля, такая авария угрожала бы жизни космонавтов?

— Конечно, угрожает. Но там есть система аварийного спасения, которая может спасти экипаж. Все зависит от места посадки. Если упадут в болота, могут спастись, а могут и не спастись. У нас есть примеры, когда экипажи чудом спасались в похожих ситуациях.

Оцените статью
Ритм Москвы