Стараемся Тугезой всячески помогать детским домам, как правило, предоставляя вещи и осуществляя ремонты. Волонтёры занимаются ими более плотно, приезжая практически каждую неделю. Многие детские дома не первый год находятся под опекой крупных фондов и фирм. Жизнь в приютах далеко не сахарная, но вполне терпимая. Однако, несмотря на многолетнюю поддержку и усилия педагогического состава, ситуация в детских домах остается критической.
Для начала немного статистики, вполне вероятно, что не все в курсе. В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, а к 2004 году их количество увеличилось почти втрое до 1,4 тысячи. В начале 2007 года в России было зарегистрировано 748 тысяч детей-сирот, что составляет 2,8 % от всей детской популяции в 26,5 миллионов. Из них:
- Усыновлено — 153 тысячи.
- Под опекой — 384 тысячи.
- Приёмные и патронатные семьи — 37 тысяч.
- В детских учреждениях — 174 тысячи.
Сумма консолидированного бюджета на развитие семейных форм в 2007 году составила 21,4 миллиарда рублей (856 миллионов долларов), включая:
- Из федерального бюджета — 6,2 миллиарда рублей (248 миллионов долларов).
- Из средств субъектов Российской Федерации — 15,2 миллиарда рублей (608 миллионов долларов).
По данным Генеральной прокуратуры России, только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни. 40 % совершают преступления, ещё 40 % становятся алкоголиками и наркоманами, а 10 % заканчивают жизнь самоубийством. Для сравнения, среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не зафиксировано ни одного рецидива, и многие исследователи отмечают, что «они были счастливыми людьми».
Близких результатов достигли ученики и продолжатели подходов А. С. Макаренко, такие как С. А. и Г. К. Калабалины, которые обучили около 7000 человек. Тем не менее, применение нынешней педагогики, судя по её результатам, явно не подходит для данной ситуации, а систему Макаренко часто называют «тюремной педагогикой» и кратко рассматривают в педагогических вузах исключительно в разделе «история педагогики».
Странная ситуация, не правда ли? Проблема огромна, для её решения есть деньги, отработанные методики, подвижники и энтузиасты. Чего не хватает?
Система Макаренко работает и поныне. Вот пример:
Школа №656 им. А. С. Макаренко
Адрес: Москва, Бескудниковский бульв., д. 29
Директор: Николаева Валентина Сергеевна
И снова немного статистики: школа является лауреатом различных конкурсов, среди которых — конкурса «Школа России — 2009», «Академическая школа», а также конкурса имени Леонида Изотовича Рувинского. В 1999 году школа стала лауреатом Второго Всероссийского Открытого конкурса «лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования». В 2000 году школа получила почетное звание «Школа века» и в 2003 — «Школа года». В 2004 году она заняла 1 место в смотре образовательных учреждений Северного административного округа.
Загляните на их сайт: кружки работают, эксперименты ставятся, и методикой готовы делиться. Так в чем же проблема внедрения этой методики в детских домах, где она так необходима?
90% сирот в России практически обречены. Тысячи ребят ежегодно становятся маргиналами, а тысячи — преступниками. Экономический ущерб от нынешней методики воспитания подсчитать практически невозможно, но он явно колоссальный. Почему же не внедряется другая методика, хотя бы на экспериментальной основе? Не обязательно ставить на рельсы системы Макаренко всех и сразу. Возможно, есть свои минусы, и где-то методика не сработает, но что мешает применить её точечно?
Можно было бы внедрить её хотя бы в десятке учреждений и отслеживать результаты. Может, кто-то сможет помочь ответить на эти вопросы, а ещё лучше — достучаться до министерства образования и спросить их, в курсе ли они, что современная методика воспитания детей в детских домах лишь перерабатывает потенциальных граждан России на фарш.
