Конвейер по лишению дееспособности

Согласно расписанию дел, назначенных к слушанию в Коломенском районном суде на 8 августа 2013 года, судье требуется всего 5 минут для принятия решения о лишении дееспособности. В расписании видно, что на каждый из трех дел, связанных с лишением дееспособности, выделено по пять минут. Предполагается, что за это короткое время судья соберет необходимые доказательства и выслушает аргументы сторон, как указано в Определении Конституционного суда РФ от 27 февраля 2009 года. В нем отмечается, что человек, в отношении которого рассматривается дело о лишении дееспособности, должен присутствовать на суде и иметь возможность представлять свои доказательства.

Случай, о котором идет речь, касается 19-летней жительницы Черкизовского психоневрологического интерната, которой дееспособность была лишена в ее отсутствие. Девушка узнала о решении суда случайно через месяц после его вступления в законную силу. Основанием для судебного решения послужила психиатрическая экспертиза, проведенная без участия самой девушки. Психиатры вынесли диагноз и признали необходимость лишения молодой женщины дееспособности, основываясь лишь на документах из её личного дела. Саму девушку эксперты даже не видели и никаких вопросов ей не задавали.

15 января 2014 года Московский областной суд начал рассматривать дело об отмене решения Коломенского районного суда. Заседание проходило в отсутствие лишенной дееспособности девушки, и было отложено на 29 января. Этот случай далеко не единственный; еженедельно в Гражданскую комиссию по правам человека поступают обращения от граждан, сообщающих о незаконном лишении дееспособности их самих, родственников или знакомых. Так, одно из recent обращений поступило от москвича, лишенного дееспособности по результатам психиатрической экспертизы, проведенной в 2011 году без его участия. Отдел опеки и попечительства пытается выселить его из квартиры, в которой он владеет двумя приватизированными комнатами, третья принадлежит городу. Благодаря аварийному состоянию квартиры и отсутствию в ней удобств, а также поддержке соседей, мужчина продолжает жить в своей квартире, несмотря на лишение дееспособности.

Согласно официальным данным, 96% судебных дел по лишению граждан дееспособности завершаются признанием человека недееспособным. Например, в 2012 году районные суды Московской области рассмотрели 884 дела о лишении дееспособности, и по 849 из них граждан признали недееспособными. В апелляционном порядке было рассмотрено лишь 9 дел, одно из которых было отменено. За первые полгода 2013 года судами Московской области было рассмотрено 417 дел о лишении дееспособности, по 403 из которых граждан признали недееспособными. Апелляций на эти решения не поступило.

Очевидно, что лица, в отношении которых рассматриваются вопросы лишения дееспособности, не имеют возможности защищать себя в суде, зачастую даже не зная о том, что против них рассматриваются дела. Основой любого решения суда о лишении гражданина дееспособности становится психиатрическая экспертиза, которая часто сопровождается грубыми нарушениями. Суды принимают данные экспертизы как единственный и главный аргумент, не требуя от психиатров обоснования своих выводов. В результате мы наблюдаем почти стопроцентное количество положительных решений судов, когда граждан незаконно лишают дееспособности и направляют в психоневрологические интернаты на всю жизнь.

При этом инициатор лишения дееспособности становится опекуном гражданина. В случае несогласия гражданина с лишением дееспособности, он практически не имеет возможностей для оспаривания судебного решения, так как доступ к правосудию зависит от разрешения его опекуна. Даже если гражданин, лишенный дееспособности, каким-то образом добирается до суда, объективное правосудие сводится к нулю, поскольку документы в суд предоставляет сторона, инициировавшая лишение дееспособности.

Оцените статью
Ритм Москвы