ЖД — территория незаконно запрещенной фотографии

Сегодня свободу фотографии в России нам приходится практически завоевывать. Несмотря на то, что закон чаще всего на стороне фотографа, редко какая съемка обходится без запретов со стороны полиции, ЧОПов и сотрудников различных ведомств. Недавно я получил официальный ответ от РДЖ, в котором сообщалось, что любительская съемка не запрещена. Организации, занимающиеся охраной объектов РЖД, якобы были проинформированы об этом, чтобы не нарушали права граждан и не препятствовали фотосъемке.

Мы с Ильей Варламовым отправились на столичные вокзалы, чтобы проверить, знают ли там законы. На руках у нас были два документа — от прокуратуры и от РЖД, подтверждающие, что любые запреты незаконны. Первая остановка — Казанский вокзал. Несмотря на пищащие рамки на входе, на нас никто не обращает внимания, и мы начинаем фотографировать в зале ожидания. Люди проходят через рамки с огромными сумками, и за 15 минут полиция не досмотрела ни одного человека, хотя рамки горят красными огнями.

Вскоре к нам подходит милиционер и просит прекратить съемку.

— У вас есть разрешение на съемку?

— Нет, а оно нам и не нужно.

— Вокзал — это стратегический объект! А фотоаппараты у вас — профессиональные!

— А как вы определили это, на глаз? И какая разница? Нет никаких запретов на любительскую съемку.

Мы объясняем милиционеру, что имеем полное право его фотографировать. Он соглашается, что запрета нет, но прячется от камеры. В беседе выясняется, что на Казанском вокзале за 15 минут не нашлось ни одного подозрительного человека, а милиционер на входе заявляет, что досматривают только подозрительных.

Успеваем сделать всего несколько кадров, но к нам подходит полицейский Дмитрий Карасев, который начинает запрещать нам снимать и требует разрешение. Мы объясняем ему закон, но он вызывает начальство.

Грозный начальник, лейтенант Москвин, начинает наезжать, а при попытке Ильи сфотографировать его, резко подходит и требует прекратить съемку. Я показываю ему распечатки, но он начинает читать лекцию о том, что мы должны получить разрешение и что вокзал — стратегический объект. Настоятельно приглашает нас пройти в дежурную часть для объяснений. Мы отказываемся, поскольку не видим оснований.

На этом Москвин просит нас подождать главного начальника, который объяснит, что снимать нельзя. Мы продолжаем снимать на платформе. Юные машинисты также уверены, что фотографировать на объектах РЖД запрещено — «это стратегический объект!». Мы делимся с ними информацией о том, что такого запрета нет. Вскоре приходит полковник милиции Владимир Николаевич и спрашивает у нас разрешение на съемку. Мы вновь объясняем, что для любительских съемок никаких разрешений не нужно. Он ознакомившись с нашими распечатками, соглашается, что мы правы.

Следующая остановка — Ленинградский вокзал. Здесь уровень досмотра приятно удивляет. Полицейский майор Понарин запрещает нам фотографировать, ссылаясь на отсутствие разрешения. Мы не спорим и идем внутрь вокзала, где нас встречает сотрудник «РЖД-охраны». Он запрещает фотосъемку и сообщает по рации о двух нарушителях. Мы, конечно, не согласны покинуть вокзал и предлагаем позвать его начальство.

Старший охранник «РЖД-охрана» Эдуард Назирматов, выслушав наши доводы, предлагает пройти к дежурному по вокзалу. Дежурная показывает нам распоряжение 2004 года, но я нахожу у себя в блоге информацию, что его отменил Якунин в 2008 году. В результате нам предлагают идти к заместителю начальника вокзала.

Заместитель Щукин Михаил Викторович показывает нам старая, давно отмененное распоряжение, и угрожает, что мы можем жаловаться куда угодно. Мы не собираемся ему подчиняться, и нас сдают милиционерам. Подполковник Циганов требует наши документы, но отказывается показывать свое удостоверение. После небольшой перепалки он читает распечатки и, в итоге, говорит, что мы свободны и можем фотографировать.

На Ярославском вокзале нас останавливают охранники и также запрещают съемку. В ответ на наши доводы нам говорят, что это указание начальства. Заместитель начальника снова уходит, созваниваясь с начальником, и, вернувшись, сообщает, что мы можем снимать.

Итог нашей прогулки оказался неутешительным. РЖД продолжает действовать по старым, давно отмененным распоряжениям, милиционеры и полицейские не знают законов, а сотрудники «РЖД-охрана» считают вокзал стратегическим объектом, где запрещены фотосъемки. Мы планируем отправить жалобы в прокуратуру и РЖД и обязательно вернемся на столичные вокзалы, чтобы проверить, изменится ли ситуация.

P.S: Присылайте свои истории борьбы за свободу фотографии! Не забывайте, закон на нашей стороне, хоть и приходится носить с собой распечатанные подтверждения наших прав.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы