«Так сейчас больше не коллекционируют», — заметил один из посетителей на вернисаже в Царицыне. Эта фраза оказалась весьма точной. Коллекция Сергея Григорьянца, известного диссидента и правозащитника, не является классическим инвестиционным проектом или собранием произведений искусства определённого времени или стиля. Она сформировалась за несколько поколений и вобрала в себя разнообразные интересы членов его семьи, в которых присутствуют как случайности, так и капризы. И, конечно, приключений у этой коллекции было немало.
Григорьянц, в прошлом подвергавшийся репрессиям, смог не только добиться реабилитации, но и вернуть большую часть своего собрания. Экспозиция, представленная в Царицыне, удачно сочетает разнообразные стили и эпохи, предлагая зрителям стать свидетелями неожиданных открытий на каждом шагу, подобно тому, как это происходит в домашней обстановке. Например, здесь можно увидеть предметы из масонского сервиза, выполненные во Франции в середине XVIII века, или большую живописную карикатуру на судебную систему, приписываемую Петру Боклевскому — известному книжному иллюстратору и карикатуристу.
Также в экспозиции представлено множество уникальных произведений: рукописный армянский гимнарий XIII века, народная икона XVII века из Галиции и миниатюрные портреты Моцарта и Сальери, считающиеся прижизненными, автор которых остаётся неизвестным. Посетители смогут насладиться живописью раннего Кандинского, французскими пейзажами Коровина и работами Ларионова.
В числе неожиданных находок — пузырьки для одеколона советского «Северного сияния», на самом деле выполненные ещё в начале ХХ века для фабрики «Брокар» и созданные Казимиром Малевичем. Изобразительное искусство также объединяет людей из других сфер: так, «Бог танца» был нарисован Вацлавом Нижинским, а автопортрет — им самим. Интерес представляют автопортреты Федора Шаляпина и портрет Марины Цветаевой, написанный его сыном Борисом Шаляпиным.
Некоторые работы вызывают споры, как, например, женский портрет Василия Шухаева 1912 года, который некоторые видят как изображение молодой Ахматовой. Среди экспонатов также оказались крошечные аптечные пузырьки голландских мастеров, приглашённых в Россию при Петре I, и садовый светильник XVIII века. Одной из изюминок выставки является стеклянная кружка XII века, найденная при археологических раскопках в Киеве, и предмет французского производства X века.
На выставке представлены известные художники в непривычных ролях: Айвазовский с работой «Купание императрицы» и Владимир Боровиковский, который в поздние годы сблизился с религиозной сектой. Его «Плащаница» — одно из редких «хлыстовских знамен», сохранившихся в частной коллекции. В числе экспонатов и портрет жены тверского губернатора Николая Аргунова.
Не обойдём вниманием и планшет с рисованным портретом Павла I, предположительно исполненным его дочерью Александрой Павловной, датированным 1799 годом. В коллекции также есть работы известного анималиста Николая Сверчкова с «портретом собаки», породистая принадлежность которой остаётся предметом споров.
Открыв дверь, мы попадаем в эпоху Возрождения: гарда копья, часть доспеха, и редкие работы, такие как рисунок итальянской школы, предположительно Пармиджанино. В собрании есть также керамические раритеты, одна из которых была создана Дмитрием Виноградовым, другом Ломоносова, и представляет собой первую русскую фарфоровую скульптуру под названием «Наяда на льве». А конфетница с вензелем Марии-Антуанетты выполнена ученицей Фальконе, Мари-Анн Колло.
Экспозиция включает зимний пейзаж с охотниками, работы художников, таких как Раиса Котович-Борисяк, Андре Дерен и Пал Синьеи-Мерше, основоположник венгерского импрессионизма. В этом собрании можно найти множество интересных и неожиданных предметов, которые привлекали внимание археологов и искусствоведов, находившихся в поиске и определения их значимости.
Более 400 экспонатов из коллекции Сергея Григорьянца в настоящее время выставлены в залах Большого дворца в Царицыне и будут доступны для просмотра до марта.
