Поэт глазами художников
Пушкин, как «наше все», остается одной из вечных тем для представителей искусства. Однако задача для художников непростая, ведь документальной изобразительной основы крайне мало. Смешанные рисунки поэта – почеркушки на полях его рукописей – и несколько портретов, выполненных при его жизни, которые, кстати, совершенно разные. Каждый художник видит поэта по-своему.
Музеи литературы, истории и биографии не раз демонстрировали, что им полезно время от времени пересматривать художественную составляющую своих фондов. Так, Музей А.С. Пушкина приурочил выставку портретов поэта к его дню памяти, в результате чего открылись работы различных авторов.
Кузьма Петров-Водкин, 1934 год. Кажется, что в воздухе уже витала подготовка к юбилею трагической дуэли. В 30-х годах работал и Николай Ульянов, а также Алексей Кравченко с картиной «Пушкин в Архангельском» (1937 год). Возможно, благодаря тому, что музей находится в Москве, тема «Пушкин и Москва» здесь представлена активно.
Из другой эпохи, 80-х годов, – работа Петра Оссовского. Пушкин здесь, хоть и «опершися на гранит», изображен на фоне московского пейзажа. Тема «Пушкин и декабристы» также популярна, и в нашем случае это работа Мстислава Добужинского 1924 года, которая тоже носит подготовительный характер – на этот раз к юбилею восстания декабристов.
Идеологизация образа Пушкина – дело старое. Например, портрет времён Первой мировой войны (автор неизвестен, но посыл понятен) был заказан Славянским благотворительным обществом. Не менее популярна и тема детства поэта. Классический лицеист изображен мастером Владимира Фаворского. У Веры Фаворской была целая серия «Детство Пушкина», где поэт изображен с сестрой Ольгой.
В скульптуре же работы Екатерины Белашовой стали неожиданной интерпретацией этой темы. Пейзажист Аркадий Пластов, также известный как жанрист, представил пушкинскую тему в своем пейзаже. Татьяна Маврина, много работавшая над иллюстрациями к произведениям Пушкина, в основном своим сказкам, и Николай Кузьмин с «Пушкиным в Михайловском» являются другими яркими примерами.
Иногда выбор техники оказывается курьезным. Елизавета Кругликова, когда-то ставшая мастером силуэта, была известна как «очаровательная фея ножниц». Образ Пушкина также запечатлел Иван Шадр – это был проект несостоявшегося памятника 30-х годов. Исидор Фрих-Хар много работал в декоративной скульптуре, а его «Пушкин на диване» (1936 год) в свое время активно тиражировался.
В 60-е годы уходят работы Олега Комова с темой «Пушкин и музы». Здесь присутствует авторское решение, а также рисунки Василия Шухаева и Игоря Обросова, мастера «сурового стиля». Совсем близкие к нашему времени произведения Сергея Алимова, мастера мультипликационного кино, и Дмитрия Терехова, графика и медальера. Не забываем и театрального художника Игоря Шаймарданова, автора нескольких веселых графических серий, посвященных Пушкину.
Это лишь малая доля представленных работ на выставке. Экспозиция в главном здании Музея А.С. Пушкина на Пречистенке будет открыта до середины мая. Интересно, какой Пушкин ближе каждому из нас?
