Такой разный Пушкин…

Поэт глазами художников

Пушкин, как «наше все», остается одной из вечных тем для представителей искусства. Однако задача для художников непростая, ведь документальной изобразительной основы крайне мало. Смешанные рисунки поэта – почеркушки на полях его рукописей – и несколько портретов, выполненных при его жизни, которые, кстати, совершенно разные. Каждый художник видит поэта по-своему.

Музеи литературы, истории и биографии не раз демонстрировали, что им полезно время от времени пересматривать художественную составляющую своих фондов. Так, Музей А.С. Пушкина приурочил выставку портретов поэта к его дню памяти, в результате чего открылись работы различных авторов.

Кузьма Петров-Водкин, 1934 год. Кажется, что в воздухе уже витала подготовка к юбилею трагической дуэли. В 30-х годах работал и Николай Ульянов, а также Алексей Кравченко с картиной «Пушкин в Архангельском» (1937 год). Возможно, благодаря тому, что музей находится в Москве, тема «Пушкин и Москва» здесь представлена активно.

Из другой эпохи, 80-х годов, – работа Петра Оссовского. Пушкин здесь, хоть и «опершися на гранит», изображен на фоне московского пейзажа. Тема «Пушкин и декабристы» также популярна, и в нашем случае это работа Мстислава Добужинского 1924 года, которая тоже носит подготовительный характер – на этот раз к юбилею восстания декабристов.

Идеологизация образа Пушкина – дело старое. Например, портрет времён Первой мировой войны (автор неизвестен, но посыл понятен) был заказан Славянским благотворительным обществом. Не менее популярна и тема детства поэта. Классический лицеист изображен мастером Владимира Фаворского. У Веры Фаворской была целая серия «Детство Пушкина», где поэт изображен с сестрой Ольгой.

В скульптуре же работы Екатерины Белашовой стали неожиданной интерпретацией этой темы. Пейзажист Аркадий Пластов, также известный как жанрист, представил пушкинскую тему в своем пейзаже. Татьяна Маврина, много работавшая над иллюстрациями к произведениям Пушкина, в основном своим сказкам, и Николай Кузьмин с «Пушкиным в Михайловском» являются другими яркими примерами.

Иногда выбор техники оказывается курьезным. Елизавета Кругликова, когда-то ставшая мастером силуэта, была известна как «очаровательная фея ножниц». Образ Пушкина также запечатлел Иван Шадр – это был проект несостоявшегося памятника 30-х годов. Исидор Фрих-Хар много работал в декоративной скульптуре, а его «Пушкин на диване» (1936 год) в свое время активно тиражировался.

В 60-е годы уходят работы Олега Комова с темой «Пушкин и музы». Здесь присутствует авторское решение, а также рисунки Василия Шухаева и Игоря Обросова, мастера «сурового стиля». Совсем близкие к нашему времени произведения Сергея Алимова, мастера мультипликационного кино, и Дмитрия Терехова, графика и медальера. Не забываем и театрального художника Игоря Шаймарданова, автора нескольких веселых графических серий, посвященных Пушкину.

Это лишь малая доля представленных работ на выставке. Экспозиция в главном здании Музея А.С. Пушкина на Пречистенке будет открыта до середины мая. Интересно, какой Пушкин ближе каждому из нас?

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы