Татьяна Пелипейко: Досматриваем недосмотренное: История России в живописи

Выставка «История России глазами художников» открылась на территории Третьяковской галереи на Крымском валу. Инициатором проекта стал Патриарший совет по культуре, к которому присоединились Министерство культуры и фонд «Моя история». Мероприятие приурочено к 800-летию Александра Невского, и экспозиция начинается с известного триптиха Павла Корина.

Экспозиция составлена кураторами из Государственной Третьяковской галереи и охватывает работы более трех десятков музеев. Она организована не по хронологии авторов и стилей, а по событиям, что позволяет взглянуть на эволюцию художественного стиля.

Начнем с ранних работ, вне зависимости от их исторического контекста. Вторая половина XVIII века представлена полотном Ивана Акимова, на котором изображен великий князь Святослав, встречаемый семьей по возвращении с полей сражений. За эту работу автор получил Большую золотую медаль в Академии и право на пенсионерскую поездку за границу.

В экспозиции также представлен портрет Александра Невского начала XVIII века, выполненный неизвестным автором, который явно демонстрирует влияние западноевропейской портретной манеры. В числе икон можно увидеть творение Федота Матвеева XVII века, которое отражает традиционную иконописную манеру без «живоподобия». Романтизированный портрет Невского, созданный Василием Шебуевым в первой половине XIX века, контрастирует с более академической работой Генриха Семирадского, которая была эскизом для росписи храма Христа Спасителя.

На выставке представлены различные подходы к изображению исторических персонажей. Так, в полотне Василия Смирнова «Князь Михаил Черниговский» акцентируется на несгибаемом духе князя, не подчиняющегося Орде. В XVIII веке Стефано Торелли создал «Аллегорию на победу Екатерины II над турками», в которой античные персонажи изображены с реальными лицами, включая саму Екатерину в образе богини Минервы.

Также стоит отметить работу Андреаса Каспара Гюне, в которой Екатерина II возлагает чесменские трофеи на гробницу Петра, что является еще одной интерпретацией темы победы.

Переходим к эпохе классицизма. Григорий Угрюмов создал эскиз к картине «Призвание Михаила Романова на царство», написанной не позднее 1800 года. Полвека спустя Михаил Скотти собрал разрозненные работы о Смутном времени, представив их на выставке в ГТГ. Упоминание «Подвиг Сусанина» Константина Маковского 1914 года вызывает ощущение, что зрители вот-вот услышат музыкальное сопровождение.

Творчество Николая Дмитриева-Оренбургского, например, «Стрелецкий бунт» 1862 года, демонстрирует академическую четкость и драматизм сюжета. Работы Павла Чистякова, такие как «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту», театрализованы и создают яркое впечатление.

В исторической живописи XIX века также прослеживается влияние литературных произведений. Например, «Суд Пугачева» Василия Перова вызывает вопросы о литературной трактовке, в то время как «Вручение письма Екатерине II» Ивана Миодушевского является прямой цитатой из «Капитанской дочки». Мастера этого времени стремились к точности в деталях, изучая архитектуру, одежду и быт.

К числу знаковых работ можно отнести «Штурм Очакова» Януария Суходольского и «Петр I усмиряет ожесточенных солдат при взятии Нарвы» Николая Зауервейда, выполненные в традициях исторической живописи. Важным аспектом является также изображение неба и лошадей, что показывает мастерство авторов.

В последней трети XIX века мода на «историзм» охватила художников, которые начали обращаться не только к недавним событиям, но и к далекой истории. В этом контексте представлена работа Виктора Васнецова «Витязь на распутье», а также ранний Суриков с «Княжий суд» и менее известная работа Вячеслава Шварца «Иван Грозный у тела убитого им сына».

Отдельный зал выставки посвящен эпохе Ивана Грозного, что свидетельствует о её привлекательности для живописцев. Здесь можно увидеть картину Александра Новоскольцева «Опричники в доме земского», вызвавшую скандал в 1890-х годах.

Важной характеристикой исторической живописи этой эпохи стало стремление к бытовой достоверности. Художники искали описания в мемуарах и изучали археологические находки. Работа Василия Савинского «Нижегородские послы у князя Пожарского» является хорошим примером такой точности.

Среди представленных работ можно выделить «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами» и «Московские женщины в церкви», которые демонстрируют цветовую композицию и отход от романтической идеализации.

К концу XIX века военная тема становится более реалистичной. К примеру, «Переход через Кавказский хребет» Франца Рубо и «Поход москвитян» Сергея Иванова представляют собой новые подходы к изображению исторических событий.

Выставка завершает свое существование в западном крыле ГТГ на Крымском валу 8 августа, и в ней представлено множество исторически значимых экспонатов, включая старинные артефакты, такие как меч XIII века из Псково-Изборского музея-заповедника и шлем той же эпохи из Городецкого историко-художественного музейного комплекса.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы