Татьяна Пелипейко: Как князь Владимир помог императору Феодосию

В Третьяковской галерее состоялась презентация после реставрации картины художника эпохи классицизма Андрея Иванова. Реставрация прошла успешно, и посетители могут ознакомиться с процессом работы через мультимедийную презентацию, размещенную в зале. Однако основная прелесть этой истории заключается в другом.

Полотно попало в Третьяковку в конце 1960-х годов, ранее оно находилось в частном собрании в Москве и носило название «Крещение князя Владимира в Корсуни». На протяжении многих лет картина оставалась в фондах галереи, дожидаясь своего часа. Три года назад интерес к этому сюжету внезапно возрос, и галерея получила финансирование на реставрацию – причем практически полностью из бюджета, без необходимости поиска спонсоров.

В процессе реставрационных работ научные сотрудники начали изучать картину и пришли к неожиданным выводам. Они отметили, что эмоции и жесты изображенных персонажей не соответствуют обряду крещения. Вместо этого, работа напоминала другой сюжет, знакомый западноевропейской живописи – эпизод из жизни епископа Амвросия Медиоланского IV века, который не допустил римского императора Феодосия в храм после его жестокой расправы с восставшими. Этот сюжет был популярным в произведениях таких мастеров, как Ван Дейк и Рубенс, и в России начала XIX века его хорошо знали благодаря гравюрам.

Таким образом, во время экспонирования картина обрела не только первоначальный вид, но и новое название: «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм». Исследования музейщиков также позволили выяснить, по какому поводу была написана эта работа. Она стала одной из восемнадцати картин, заказанных художнику во второй половине 1820-х годов для православной духовной миссии в Пекине, где и находилась долгое время, пока в XX веке в Китае не начались гонения на религию. Обстоятельства возвращения полотна в СССР на данный момент остаются неизвестными.

Современная экспозиция представляет зрителям и другие произведения Андрея Иванова, отца более известного Александра Иванова. В числе этих работ – автопортрет художника, портрет его супруги и картина на античный сюжет «Смерть Пелопида». Найти все эти произведения можно в главном здании Третьяковки: достаточно войти в зал с «Явлением Христа» сына Александра и направиться в соседний зал направо.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы