В ГМИИ имени Пушкина свою новую выставку представила «Олимпия» Эдуара Мане. Произведение, которое покинуло стены парижского Музея Орсэ всего второй раз за свою историю, теперь доступно для зрителей в Москве. Для петербуржцев не стоит расстраиваться: если не удастся добраться до столицы, вскоре картина отправится в Эрмитаж.
Первый раз «Олимпия» покинула Париж ради встречи с «Венерой Урбинской» Тициана в Италии, для чего потребовались дипломатические переговоры на высшем уровне. В нашу же страну картина прибыла по просьбе Ирины Антоновой. Сходство с «Венерой Урбинской» действительно имеет место, и Мане был хорошо знаком с этой работой, даже создавая ее вариации.
Выставленная в 1865 году на Парижском салоне, «Олимпия» вызвала огромный резонанс. Публика и критики восприняли изображение как «вульгарную уродину», упрекая художника в отсутствии эстетики. Это нужно рассматривать в контексте обнаженной натуры в европейском искусстве того времени. Хотя «ню» уже существовало, оно было оправдано мифологическими или романтическими сюжетами. Взять, к примеру, картину академиста Александра Кабанеля «Рождение Венеры», которая также была написана в ту эпоху и шок не вызывала.
Интересно, что название «Олимпия» было присвоено картине не самим художником. Оно произошло от героини «Дамы с камелиями» Дюма-сына – дамы полусвета, что тоже вызвало неоднозначные ассоциации. Но новаторы в искусстве, как правило, сталкивались с критикой. В этом контексте стоит вспомнить еще одну работу, представленную в ГМИИ – скульптуру «Афродита Книдская» Праксителя. Именно этот скульптор ввел в обиход изображение обнаженных женщин, чему предшествовал скандал: жители Кос отказались от обнаженной статуи, потому что считали, что она оскорбляет их моральные устои.
Уже тогда, как и в случае с «Олимпией», публика была не готова принять такую дерзость. Однако жители Книда, купившие обнаженную статую, не прогадали: к ним начали стекаться паломники. К сожалению, оригинала Праксителя не сохранилось, и то, что выставляется в ГМИИ – всего лишь римская копия.
Еще одной работой, представляющей компанию «Олимпии», является «Дама за туалетом» Джулио Романо, известная также как «Форнарина». Эта фигура сочетает в себе черты обеих эпох, однако ее первоначальный вид оказался испорчен: в музей она попала одетой. Лишь в 1930-х годах, после реставрации, выяснилось, что оригинальное одеяние было лишь полупрозрачной драпировкой.
Не менее интересна и работа «Жена короля» Поля Гогена, который также восхищался «Олимпией» и даже имел с ней репродукцию на Таити. Взаимосвязь между картинами очевидна, хотя стили у художников значительно различаются. Тем, кто знаком с «Олимпией» только по репродукциям, стоит увидеть картину вживую, чтобы оценить нюансы колористики и темных тонов.
Выставка «Олимпия» открыта в главном здании ГМИИ и продлится до середины июля. Кроме того, в музее продолжается выставка «Семья Кранахов. Между ренессансом и маньеризмом», которая завершится в середине мая. Не забываем и о работах Виктора Пивоварова, также представленных в главном здании до середины мая. А совсем скоро закроется выставка «Мир впечатлений. Впечатления от мира. Путешествия доктора Живаго», ожидающая посетителей до 24 апреля.