Выставка, приуроченная к 110-летию со дня рождения Ильи Зильберштейна, открылась в ГМИИ им. Пушкина, в здании Музея личных коллекций. Это место было выбрано не случайно, ведь именно Зильберштейн стал инициатором создания этого музея и передал свое собрание в ГМИИ при жизни.
Экспозиция подготовлена в сотрудничестве с Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ). Илья Самойлович передал в архив свою рукописную коллекцию, охватывающую период с XVIII до середины ХХ века. Под его содействием в архив также попало множество документов, связанных с российским зарубежьем.
Зильберштейн также сделал значительный вклад в публикацию десятков томов «Литературного наследства», а также в создание множества собственных работ и подготовленных им публикаций.
Художественная часть выставки начинается с известной серии бестужевских портретов декабристов. Хотя эти портреты стали известными, долгое время о них знали, но никто не видел. Один из таких портретов – автопортрет Николая Бестужева, художника и военного моряка, который принимал участие в организации тайного общества и был приговорен к пожизненной каторге после событий 14 декабря. В основном, акварельные портреты его товарищей по заключению он создавал в 1830-е годы в Петровском заводе. После его смерти в 1855 году работы находились у родственников, а затем у издателя Солдатёнкова, после кончины которого в 1901 году их след затерялся. Лишь сорок лет спустя Илье Зильберштейну удалось их найти – они хранились у одного из служащих Солдатёнкова.
В экспозиции находятся и другие портреты из этой серии, такие как Михаил Лунин и Иван Пущин. Художественное коллекционирование Зильберштейна началось с двух рисунков Бориса Григорьева, которые он приобрёл в семнадцатилетнем возрасте. По основной профессии Зильберштейн не был искусствоведом и закончил историко-филологический факультет, поэтому многие из работ в его собрании имели связь с литературой.
Среди экспонатов – пейзаж Ивана Похитонова, который изображает Ясную поляну, портрет Полины Виардо работы Василия Тимма, автопортрет Тараса Шевченко и его небольшая жанровая картина. Интересный автопортрет баталиста начала XIX века Александра Орловского, о котором упоминается в пушкинских строках: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу».
Круг интересов Зильберштейна в русской живописи включает имена таких мастеров, как Илья Репин, Алексей Боголюбов, Семен Щедрин, а также неожиданный живописец Шишкин. Главным образом, его увлечение сосредоточено на графике. В его собрании представлены работы Карла Брюллова, Фёдора Васильева, Николая Ге и Александра Бенуа.
Среди иностранных художников можно увидеть рисунок Рембрандта, а также работы Гюбера Робера, Джованни Тьеполо и Луке Камбьязо. Интересна и «россика» – произведения иностранных художников и архитекторов, работавших в России, таких как Огюст Монферран, Джакомо Кваренги и Пьетро Гонзага.
В собрании также много представителей «Мира искусства» и других русских художников рубежа XIX-XX веков, включая Мстислава Добужинского, Сергея Судейкина, Зинаиду Серебрякову, Евгения Лансере, Константина Сомова и Анну Остроумову-Лебедеву. Не забыты и театральные работы Александра Головина, Александра Бенуа, Бориса Анисфельда, Леона Бакста, а также декорации Константина Коровина и Бориса Кустодиева.
На вопрос о том, чем в своем собрании более всего дорожил Илья Зильберштейн, его вдова Наталья Борисовна Волкова ответила, что это две книги с дарственными надписями Пушкина. Обе книги были переданы: одна в РГАЛИ, другая в ГМИИ. Выставка в здании Музея личных коллекций будет открыта до конца августа.