Татьяна Пелипейко: Михай Мункачи: между импрессионизмом и салоном

Выставка, открывшаяся в Галерее искусства XIX-XX веков ГМИИ, приурочена к Дням культуры Венгрии в Москве. Михай Мункачи, признанный главнейшим живописцем Венгрии второй половины XIX века, представлен в московской экспозиции лишь одной работой, что привело к восприятию его как исключительно салонного художника. Теперь же зрителям представлены работы из Венгерской национальной художественной галереи и частных коллекций, что значительно расширяет их представление о творчестве Мункачи.

Об авторе стоит сказать несколько слов. «Мункачи» — это псевдоним, пришедший от названия родного города художника Мунчак, ныне Мукачево в Украине. Интересно, что родители Мункачи были выходцами из Баварии. Это создает типичное для Центральной Европы этнокультурное смешение. В творческой карьере Мункачи началась с уроков у местного учителя рисунка и живописи, после чего он продолжил обучение в Будапеште, а затем поступил в Академию художеств в Вене. Однако, из-за недостатка средств, обучение продлилось всего полгода. Далее его путь лежал в Мюнхен, где он получил стипендию в Академии художеств. Съездив в Париж и познакомившись с творчеством Милле и Курбе, Мункачи решил покинуть академию и сосредоточился на создании социальных жанровых сцен.

Его работы, такие как «Сборщица хвороста» и сцена возвращения пьяницы в нищий дом, стали знаковыми. Следующим этапом для художника стал переезд во Францию и знакомство с барбизонской школой, что отразилось в его работах, таких как «Цыган на опушке леса» и «Прогулка в лесу». Эти произведения показывают влияние новых принципов освещения и атмосферных эффектов, а также работу на открытом воздухе. Однако, в этот период Мункачи испытывал финансовые трудности, поскольку его социальные работы не продавались так, как желалось. Его поддерживал богатый меценат, который, увы, вскоре ушел из жизни. Мункачи не растерялся и женился на вдове мецената, после чего подписал долгосрочный контракт с австрийским торговцем картинами.

Однако, его более успешные работы приходятся на «салонную» живопись. Например, «Парижский интерьер» стал первой вехой в этом направлении. В его новых картинах начали появляться богатые интерьеры, пухленькие детишки и цветочные букеты. В этом контексте немало внимания уделяется и самоповторам, например, работа с букетом из Будапешта довольно сильно похожа на экспонаты, представленные в Москве. «Прогулка в парке Монсо», в свою очередь, резко контрастирует с «Прогулкой в лесу», не по колориту, а по сюжету.

Интересно, что в это время Мункачи начинает подписываться как «де Мункачи». Важно отметить, что эта форма вполне корректна: по-венгерски «Мункачи» означает «из» Мункача, что создает иллюзию дворянского происхождения. Его пейзажи, отражающие световые и атмосферные эффекты, не похожи на работы современников-импрессионистов — здесь отсутствуют открытые цвета и раздельные мазки. Мункачи тщательно работает с классической лессировкой, обращаясь к цвету более свободно, чем академисты.

Тем не менее, Мункачи стремится оставить след в истории не только с помощью своих пейзажей. Он начинает обращаться к популярным в академической среде сюжетам, создавая несколько монументальных полотен на религиозную и историческую тематику. К примеру, этюд к его полотну «Смерть Моцарта» находится в фондах ГМИИ, а работа «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай», датируется временем, когда поэт уже потерял зрение.

Завершает нашу историю одна из поздних работ Мункачи — эскиз росписи потолка Музея искусств в Вене, озаглавленный «Апофеоз Возрождения». На этом этапе Михай Мункачи уже признан, но вскоре у него развилась душевная болезнь, приведшая к кончине в 56 лет.

Выставка, названная кураторами «Вокруг Мункачи», объединяет работы мастера и произведения его современников из ГМИИ и Третьяковской галереи. Также стоит отметить, что постоянная экспозиция галереи недавно обновилась, и на это тоже стоит обратить внимание.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы