Она казалась верным снимком Du comme il faut… (Шишков, прости: не знаю, как перевести.) Слукавил, конечно, Александр Сергеевич. Перевести легче легкого: comme il faut – «как должно». Только не будет того оттенка легкой иронии, благодаря которому словечко «комильфо», если и не стало широко употребительным, то в обиход и словари русского языка все равно вошло. Это я, как вы понимаете, о Государственной думе.
В качестве душеполезного чтения для господ депутатов я бы порекомендовала этимологический словарь Фасмера. Из которого можно узнать, что такие слова, как «богатырь», «лошадь», «деньги» и «армяк» — тюркского происхождения. «Брюки», а также «матрос», «руль», «шкипер» и «баржа» — из голландского языка. «Тундра» — слово финское. «Гитара» — испанское. Не только «гусара», но и «кучера» подарили нам венгры. А уж французы: «пальто» и «ателье», «бигуди» и «баррикада», «дебош» и «ботинки», «пикет» и «плакат», «кафе» и «зигзаг», «шезлонг» и «табуретка»… И даже «отчизна» — слово не свое, а польское.
К чему я все это? А вот к чему: законопроект о штрафах за неоправданное публичное использование иностранных слов одобрен профильным думским комитетом к первому чтению. Инициатива была внесена группой депутатов фракции ЛДПР. В случае принятия поправки гражданам за это будет грозить штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей, должностным лицам — от 4 до 5 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, юрлицам — от 40 до 50 тысяч рублей, также с конфискацией. (Господи, а конфисковывать-то они что собираются?) Между прочим, и предложенный депутатами «штраф» — тоже слово нерусское. Немецкое. Но чем заменить? «Пеня», при ближайшем рассмотрении, сама оказывается пришедшей из латыни.
Нет, разумеется, депутаты не первые, кто брался бороться за чистоту языка. Только дело в том, что на язык в принципе не может повлиять никакая регламентация. Сколько бы ни накатывалось на него волн иноязычного влияния, они так же и схлынут, оставив немногие прижившиеся словечки. Но те, что приживутся – обрусеют и уже никуда не уйдут. Да, конечно, читать «служба клининга» на двери, за которой уборщицы хранят швабры, комично. Но, как говорили древние, «и это пройдет»…
А при чем тут каблуки? – спросите вы. А это опять депутаты: депутаты от партии «Справедливая Россия» предлагают вслед за кружевными трусами запретить в Таможенном союзе кеды, балетки и обувь на высоком каблуке, так как они представляют опасность для здоровья человека. Инициатор, справоросс Олег Михеев, отмечает, что от неправильной обуви может развиться плоскостопие. И сообщает, в частности: армии теперь почти невозможно найти не страдающих плоскостопием призывников.
Я бы, вообще-то, предположила, что переход от призыва к строго контрактной армии число страдающих плоскостопием – и прочими недугами – может резко снизить. Но главное – много вы видели на улицах юношей в «балетках» или на шпильках? Мне вот как-то не доводилось. И запрещай, не запрещай – пока не закрыты границы для частных поездок и пока не вырублен интернет, модницы себе туфли на каблуках как-нибудь да добудут.