Возвращается домик Василия Львовича. Завершилась архитектурная реставрация здания, и прессу пригласили прогуляться по воссозданным помещениям. Именно здесь, на Старой Басманной, жил когда-то Василий Львович Пушкин. Этот дом стал популярным местом встреч литературной Москвы. В 1826 году сюда приехал по вызову императора из михайловской ссылки Александр Пушкин.
Сегодня этот дом интересен не только как одно из немногих сохранившихся образцов московской послепожарной деревянной городской усадьбы, но и как часть истории великих писателей. По архивным данным, здание было построено в 1820 году «титулярной советницей Кетчер» на каменном фундаменте, унаследованном от прежней застройки. Эта застройка уцелела, к сожалению, после пожара 1812 года, когда Наполеон вторгся в Москву.
В 1824 году дом арендовал Василий Львович Пушкин. Все это документально зафиксировано в Квартирной книге Басманной части за соответствующий период. В начале 30-х годов ХХ века панорама квартала выглядела примерно так же, как и при Пушкине. Однако в дальнейшем дом неоднократно менял владельцев, и его судьба после революции оказалась особенно тяжелой. Здесь возникали коммуналки и мелкие конторы. Лишь установка мемориальной доски в середине 60-х годов, напоминающей о пребывании здесь Александра Пушкина, немного улучшила ситуацию.
Решение передать здание Музею А.С. Пушкина и создать здесь филиал, посвященный Василию Львовичу и его окружению, было принято в самом конце 90-х годов. Это решение оказалось своевременным, так как здание находилось в плачевном состоянии. Несмотря на крепкий бревенчатый сруб, интерьеры были почти полностью утрачены, а крыша теряла свою надежность. Когда прессу пустили в домик, впечатление было мрачным: в больших залах стояли фанерные перегородки, облепленные многослойными обоями, а под драным линолеумом скрипел старинный паркет.
Некоторые архивные фотографии, предоставленные музеем, показывают, как выглядел наборный дубовый паркет в кабинете Василия Львовича. Уцелели несколько старинных филенчатых дверей, которые стали образцом для их воссоздания. Однако решение, принятое в 1998 году, столкнулось с финансовыми и бюрократическими сложностями, что задерживало реставрацию. Проект реставрации был непростым, а работы начались лишь несколько лет назад.
Фасады были приведены в порядок, а в старинных сводчатых подвалах провели археологические раскопки, в ходе которых обнаружили множество находок допожарной эпохи. В будущем музей планирует организовать отдельную экспозицию по этим находкам. Что касается внутренней части, то историческая планировка залов и комнат восстановлена, воссозданы камины, печи, двери и паркет. Люстры и светильники были изготовлены по образцам конца XVIII века.
Сейчас в экспозиции еще нет, но ее наметки формируются в главном здании музея на Пречистенке. Восстановленный чердак стал техническим пространством с установленной системой климатизации. На антресольном этаже, как и при прежних владельцах, разместятся жилые комнаты. Интересно, что с уличного фасада мы видим один ряд высоких окон (для гостиных и парадных залов), а со стороны двора два ряда окон – для комнат с более низкими потолками. Здесь находится гостевая комната, где обычно останавливался Пушкин.
Кроме того, восстановлены ворота во двор, где планируется разбить небольшой садик к лету. Многие задаются вопросом: когда же можно будет увидеть домик Василия Львовича не только снаружи, но и изнутри? Нам обещают, что это произойдет в начале июня, ко дню рождения Александра Пушкина. На фоне долгих лет ожидания реставрации, несколько месяцев – это уже не срок.
