Михаил Таратута, журналист:О парадах, праздниках и национальной гордости

Сейчас, когда утих гром салютов, самое время поделиться впечатлениями о прошедших праздниках. Сначала о том, что понравилось. Особенно радует участие военных из стран СНГ в парадном марше. Мы воевали вместе, и тяготы у нас были общими, победа — одна на всех. Это решение было правильным и справедливым, а также добавило зрелищности. Проход всадника на ахалтекинце, представлявший Туркмению, произвел особое впечатление. Участие англичан, американцев и французов в параде также стало историческим моментом. Красная площадь никогда не видела ничего подобного. Для страны, которая не желала делить победу над фашизмом, этот шаг был не только необычным, но и смелым, вызвав острые споры в обществе. Мы ценим тишину и стабильность, но стоит рассмотреть данное событие с другой стороны.

Любое официальное действо такого масштаба транслирует невербальные сигналы власти. В данном случае был послан недвусмысленный сигнал о том, что наша страна оценивает вклад союзников по антигитлеровской коалиции. Более важное послание, возможно, относится к сегодняшнему дню. Этот жест показывает, с каким кругом стран Россия соотносит себя и с кем намерена не только делить прошлое, но и строить своё будущее. Участие поляков также символизирует замирение с этой страной. 9 мая, как и после трагедии под Смоленском, мир увидел другую Россию — Россию с человеческим лицом. Хотелось бы верить, что это — новый вектор нашей внешней политики, более эффективный для развития, чем постоянные упреки к Западу.

Теперь о том, что не понравилось. Задумывались ли вы, почему в развитых странах не проводят парады с демонстрацией военной техники, в то время как такие режимы, как иранский или северокорейский, с удовольствием выставляют свои военные мышцы? Ответ лежит на поверхности. Для таких режимов показ вооружений — это способ сплотить народ для борьбы с врагом (реальным или мифическим) и показать силу власти. Возможно, диктаторам просто нравятся военные игрушки, и они гордятся ими. Может быть, здесь имеет место и фрейдистский мотив: ощущение ракет и пушек как своего мужского начала.

В развитыми странах ситуация иная. Если им нужно продемонстрировать свою военную технику, обычно делают это на специализированных выставках. Для любителей есть телепрограммы и экскурсии в военные части. Западные страны не нуждаются в запугивании — весь мир понимает, что они обладают самым мощным оружием. Если добиваются народной поддержки, то используют арсенал пиара. О запугивании собственного народа речь не идет — у них другие принципы. И с национальной гордостью у них все иначе: американцы гордятся свободой своей страны, итальянцы — своими отношениями с искусством, французы и немцы имеют свои особенности.

Так стоит ли возить по городу военную технику? Если взглянуть на наш военный парад через эту призму, мы выглядим несколько диковато и даже не очень пристойно. К счастью, мы не Иран и не Северная Корея. Со всеми нашими зигзагами и изгибами мы ближе к западной культуре и демократическим ценностям, чем к восточным деспотиям. Хотя отголоски тоталитарного прошлого, безусловно, еще присутствуют. Демонстрация военной техники — одно из них. Некоторые могут возразить о традициях, но не все они стоят сохранения. Когда-то публичные казни считались нормой, но позже общество решило, что это нецивилизованно. Возможно, настало время отказаться и от демонстрации военной техники — также ради цивилизованности.

Если вдуматься, что выставляется на показ, то это — орудия смерти, способные уничтожить мир. И мир об этом осведомлен. Следовательно, этот сигнал предназначен для внутреннего потребления, чтобы показать гражданам: вот наша мощь, вот наша гордость. Если так, то эта цель частично достигнута, но плохо, что гордимся мы не достижениями в науке или социальной сфере, а эффективными орудиями смерти.

И наконец, о самом празднике. Безусловно, победа над фашистской Германией — это тяжелая, но славная страница нашей истории. Замечательно, что мы отмечаем этот праздник. Однако, как мне кажется, его следует воспринимать как историческое событие, а не как победу сегодняшнего дня. Историю надо знать и помнить, но нельзя ей жить. Страна не должна быть обращена только в прошлое, искать свою гордость лишь в истории. Устремленность в будущее, в то, что необходимо сделать для улучшения жизни, кажется более эффективным рецептом для любой страны. Речь идет не только о политике, но и о состоянии умов граждан.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы