Вообще-то всю эту кашу заварил сам Трамп. То ли из любви к эпатажу, то ли в пику своим соперникам, то ли, действительно, уверовав, что сможет договориться с Путиным, он целый предвыборный год с каждой трибуны вещал о новых подходах к России. Он строил планы совместной борьбы с ИГИЛ и даже намекал на возможное снятие санкций, чуть ли не готовясь признать Крым.
Слыша это, политики от обеих партий заходились от возмущения, но поскольку никто не верил в победу Трампа, особого значения этому не придавали. И, конечно же, сам Трамп не мог знать, чем это всё обернется для него. Но тут случились хакеры, и на свет вылились всякие неприглядности в стане демократов. Стали известны и козни партийной верхушки против Берни Сандерса, соперника Хиллари Клинтон, и коррупционные махинации семейства Клинтон. Всё это при умелом обращении могло бы выбить Хиллари из седла еще до выборов.
Но вместо того, чтобы оправдываться или опровергать компромат, умелые пиарщики из штаба Клинтон изящно перевели остриё проблемы с вопроса о компромате на вопрос о том, как он был получен. Я не знаю, было ли это делом рук русских хакеров (я этого не исключаю) или кто-то другой поработал над взломом почты демократов, но практически сразу демократы обвинили в этом Москву. Доказательств, правда, предъявлено не было, только заключение некой частной организации, а позже заявления руководителей разведки. Эти заявления можно было верить лишь на слово.
Так полгода назад появилась история о «русском следе», которая разрослась к сегодняшнему дню до размера подозрений в госизмене Трампа. Как же это было изящно! Мастера пиара полностью сняли вопрос о неприглядностях демократов и одновременно обвинили Москву в очередном безобразии. Не просто в безобразии, а практически в диверсии, во вмешательстве в святая святых – выборный процесс. Демократы даже утверждали, что русские хакеры подтасовали результаты выборов в пользу Трампа в электронных машинах. Кто-то в Конгрессе даже назвал это актом агрессии, требуя наказать Россию.
Особая пикантность ситуации состояла в том, что вся эта история нанесла чувствительный удар и по самому Трампу, поскольку создавалась иллюзия, что русские помогают ему в борьбе с Хиллари Клинтон. Возможно, скандал потихоньку и сошел бы на нет, если бы победителем вышла Хиллари. Но победил Трамп, и «русский след» пришелся как нельзя кстати, ставя под сомнение легитимность его прихода к власти.
В своем противодействии избранному президенту демократы, при поддержке настроенной против него прессы, пошли еще дальше. Теперь они обвиняют Трампа и его команду в преднамеренном сговоре с русскими, которые помогли ему одержать победу. Уже раздаются обвинения Трампа в государственной измене, что чревато импичментом и даже более суровым наказанием. Доказательства? Противники Трампа их приводят – это встречи ряда членов его команды с российским послом. Да, такие встречи были, но это обычная дипломатическая практика.
Дипломаты всех стран прощупывают, что можно ожидать от тех, кто станет во главе государства. Будущие официальные лица идут на такие встречи, чтобы установить деловые контакты. Плохо только то, что на слушаниях в Конгрессе некоторые кандидаты на высокие посты из страха, что их не утвердят, соврали под присягой, отрицая эти встречи. Это, конечно, не солидно. Однако это всё, никаких других улик за этим не стоит! Это подтвердил и бывший директор национальной разведки Джеймс Клэппер: нет свидетельств сговора команды Трампа с русскими.
Тем не менее, демократы шумят, утверждая, что у Путина есть ниточки, за которые он может дергать Трампа, и что у него есть на него компромат. У Трампа, дескать, наверняка есть ещё и бизнес-интересы в России. С доказательствами всё, как обычно, ограничивается анонимными источниками и фейковыми досье. Читая прессу и слушая демократов, повсюду мелькают зловещие русские шпионы, рука Кремля, дотянувшаяся до Белого дома.
Не стану спорить, Россию и Путина можно не любить, и российская разведка, вне всякого сомнения, в США работает (иначе зачем она вообще нужна), но нынешняя истерия – это явный перебор. В воздухе повисает нечто, напоминающее Америку времен Маккартизма. Любое упоминание России в положительном контексте, даже если речь о балете или музыке, выглядит неуместно, а для политика просто убийственно. Симпатии к России – это симпатии к врагу.
Даже несгибаемого Трампа этот антироссийский дискурс начинает ломать. От него мы уже не слышим о намерениях нормализовать отношения с Москвой, и планы совместной борьбы с ИГИЛ, похоже, откладываются. Зато члены его кабинета выступают со всё более жесткими заявлениями в адрес Кремля. Сам Трамп сейчас более всего занят тем, что то и дело отплевывается от обвинений в свой адрес.
Наблюдая, как мастерски демократы разыгрывают эту партию, как искусно уничтожают репутацию Трампа, я всё время задавался вопросом, почему Белый дом постоянно находится в обороне, в этой заведомо проигрышной позиции? Почему не переходит в нападение? Тем более, что уязвимых мест у демократов немало, чего стоит одно только семейство Клинтон.
Но, похоже, в команде Трампа появился толковый кризис-менеджер. Сайт Фокс Ньюс опубликовал новое сообщение о «русском следе» в американской жизни. Оказывается, в то время как Хиллари Клинтон занимала должность Госсекретаря, Билл Клинтон в 2010 году посетил Москву с лекцией, за которую получил 500 000 долларов – значительно выше его обычного гонорара. Лекцию оплатил банк «Ренессанс Капитал», который, как утверждает автор публикации, имеет связь с российской разведкой.
Показательны и факты взносов в Фонд семьи Клинтонов от В. Вексельберга через его компанию «Ренова», А. Вавилова из Сколково, Е. Батуриной через её «Интеко». Ещё более любопытна история с покупкой Росатомом компании «Ураниум 1» в 2010 году, владеющей 20% американского урана. Эта сделка требовала разрешений от ряда ведомств, в том числе от Госдепартамента, которым руководила Хиллари Клинтон. По интересному совпадению девять акционеров этой компании сделали взнос в фонд семьи Клинтон в размере 145 миллионов долларов.
Кроме того, самое близкое окружение Хиллари Клинтон оказалось неплохо завязано на России. Джона Подесту, руководителя предвыборной кампании Клинтон в 2016 году, связывают с ней давние отношения. Он консультировал Клинтон в её бытность Госсекретарём. В то же время он вошел в совет директоров карликовой энергетической компании Joule Unlimited. По странному совпадению, спустя два месяца после этого события госкорпорация Роснано инвестирует в компанию 35 миллионов долларов. Таким образом, Подеста вступил в совместный бизнес с российским правительством – это он скрыл, когда в 2014 году занял должность советника президента Обамы.
Всё это, конечно, здорово смотрится на фоне обвинений Трампа и членов его команды в связях с русскими. Это был первый серьёзный залп по демократам. Интересно, как дальше будет разыграна эта партия. Если Белый дом грамотно поведет дело и возобновит расследования по семейному фонду Клинтонов, вполне возможно, эта ситуация закончится для Хиллари большими неприятностями, что, конечно же, дискредитирует демократов и сбавит давление на Трампа.
Тем временем, в воскресенье Трамп нанес ещё один удар по противнику. В своём твите он сообщил, что ему стало известно о том, что по распоряжению президента Обамы в его нью-йоркском офисе была установлена прослушка. Если это соответствует действительности, мы будем говорить о бомбе, равной по силе «Уотергейту», способной разнести в прах всех противников Трампа. Пока, правда, утверждение Трампа ничем не подтверждено. Понятно, что Обама и его окружение отрицают факт прослушивания.
Однако многие обратили внимание на аккуратную фразу его бывшего пресс-секретаря: «Ни президент Обама, ни какие-либо другие официальные лица в Белом доме никогда не давали распоряжений о слежке за американскими гражданами». Смелое заявление в свете разоблачений Сноудена. Однако бывший генеральный прокурор при Буше-младшем, Майкл Мьюкейси, считает, что это вполне возможно, только Трамп ошибочно обвиняет в этом Обаму. Дело в том, что в практике ФБР ведение наблюдения за людьми, которые как-то сотрудничают с иностранными правительствами, является нормой.
Возможно, кто-то из окружения Трампа попал в эту категорию. На основании чего Министерство юстиции запросило и получило в специальном суде, работающем по этой категории дел в закрытом режиме, ордер на установку прослушки, что, в любом случае, по мнению Мьюкейси, не следовало делать. Между тем, Трамп потребовал от Конгресса провести специальное расследование по этому делу и получил согласие. Чем закончится это расследование, сказать невозможно. Но сам факт того, что такое подозрение существует, будет играть против демократов.
Словом, Белый дом, похоже, провел работу над ошибками и повел игру по правилам своих противников.