Михаил Таратута: Пятый угол президента Трампа

Что ж, Трамп держался, сколько мог. Вопреки общему мнению в Конгрессе, среди экспертов и СМИ, он упорно отрицал причастность Москвы к хакерским атакам на политические организации США во время прошедших президентских выборов. Если судить по тому, как это выглядело из нашего телевизора, можно было представить, что, наконец-то, в Белом доме появится разумный президент, который хочет дружить с Россией. Это радовало многих. Американские СМИ и выступления политиков подавали это с возмущением: мол, как можно отрицать очевидное и что это за подозрительные симпатии к России и Путину. В отличие от нас, многие американские политики и эксперты прекрасно понимали, что Трамп защищает от обвинений не столько Россию, сколько самого себя, свою легитимность как президента.

Если будет доказано, что за хакерскими атаками и публикацией компромата на Хиллари и её окружение стоит Россия, которая явно симпатизирует Трампу, это будет означать, что цель этой операции — нанести ущерб Клинтон и оказать содействие Трампу. Независимо от роли, которую публикация компромата сыграла в его победе (на мой взгляд, она была незначительной), сам факт, что иностранная держава помогала его избранию, серьезно компрометирует 45-го президента. Это будет ставить под сомнение любые его шаги по сближению с Россией. А не есть ли симпатии Трампа к Путину плата за помощь в его избрании? А нет ли у него далёких коммерческих интересов в России? А не уступка ли это шантажу со стороны Путина, который может иметь компромат на Трампа и так далее?

Более того, если Трамп допустит серьезные просчеты в своем руководстве, история с русскими хакерами может стать удобным фоном для кампании по импичменту. Не говоря уже о том, что через два с половиной года начинается борьба за Белый дом, в которой президент с подорванной легитимностью едва ли сможет одержать победу. Говоря проще, «отмазывая» Россию, Трамп «отмазывал» себя. Создается впечатление, что недоброжелатели загоняли Трампа в угол, создавая для него политический Цугцванг. Защищая легитимность своей победы, Трамп вынужден поддерживать версию о непричастности Руси. Но, упорствуя в отрицании роли Кремля в хакерских атаках, он подставляется под обвинения в потворстве Путину — противнику Америки — и чуть ли не в предательстве национальных интересов. Закоперщики этой шумихи уже сейчас приравнивают хакерские атаки к нападению на США.

Моей первой реакцией на сообщения о причастности России было недоверие к выдвинутым обвинениям. Да, многие у нас болели за Трампа, но я полагал, что Кремль не осмелится вмешиваться в их выборы, осознавая все серьезные последствия. Но, возможно, я недооценил наше руководство — оно все же осмелилось. Если так, неприятности уже начинают разворачиваться. После встречи с руководителями разведки, Трамп опубликовал заявление, в котором признал причастность России к хакерским атакам: «Хотя Россия, Китай и другие страны, а также группы и отдельные личности пытаются проникнуть в киберпространство нашей инфраструктуры, это не оказало ни малейшего влияния на результаты выборов, включая отсутствие доказательств вмешательства в подсчет голосов». Пусть и косвенно, но признать участие Москвы Трампу все же пришлось.

Пока неизвестно, было ли это сделано под давлением фактов или обстоятельств. Обстоятельства таковы, что упорство Трампа в отрицании русского следа начало вызывать вопросы о его лояльности к своей стране. Что же дальше? Если будут публично предъявлены твердые доказательства вмешательства России в выборный процесс, надежды на нормализацию отношений и снятие санкций, вероятно, можно будет перечеркнуть. Трамп не враг себе — даже его упорство имеет границы. Он определенно не будет подставляться под импичмент ради уважаемого им Владимира.

Возможно, изменится и его собственное отношение к России, прежде всего он — американец, президент Соединенных Штатов, а уж только потом всё остальное. Если не обнаружатся твердые доказательства, а все обвинения останутся на уровне косвенных данных и подозрений, Трамп едва ли сможет делать какие-то шаги в сторону России без оглядки на Конгресс, который настроен крайне недружелюбно. Скорее всего, это будет очень медленный процесс, и если и приведет к снятию санкций, то совсем не скоро. Только полная реабилитация России и снятие всех обвинений в хакерских атаках из Кремля позволят Трампу двигаться к сближению с Москвой, о чем он говорил во время предвыборной кампании. Но предполагать такой ход событий — это, как мечтать о чуде, скажем, чуде бессмертия. Мечты, конечно, сбываются, но, как правило, только в Газпроме.

Не знаю, как вам, но мне будет жалко, если мы так бездарно профукаем шанс хоть немного подправить наши отношения с Америкой, который представился с избранием Трампа.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы