Михаил Таратута: Трамп – уважаю!? О том, что можно ожидать с победой республиканцев

На этой неделе Хиллари Клинтон станет официальным кандидатом от Демократической партии на пост президента США. Предвыборная гонка в стране вступает в свою финальную стадию. Ещё месяц назад Клинтон уверенно опережала Дональда Трампа с перевесом в 6-8, а по некоторым опросам и в 8-10 пунктов. Однако сегодня их шансы на победу практически сравнялись, и уже мало кого удивит, если Трамп вскоре вырвется вперёд. А если он не только выйдет вперед, но и добежит до финиша первым? Оставим в стороне внутренние проблемы, тем более что пока они обозначены Трампом только пунктиром. Нас больше интересуют его взгляды на внешнюю политику.

Трамп высказывался о внешней политике много раз за последний год. Некоторые его суждения настолько абсурдны, что не требуют комментариев. Тем не менее, некоторые идеи – и это мнение целого ряда американских экспертов по международным отношениям – заслуживают обсуждения и анализа. Трамп утверждает, что Америке пора взять отпуск в роли мирового жандарма, оставить неудобные для США режимы в покое и прекратить продвигать идеи демократии и прав человека, особенно там, где это никого не интересует. Сэкономленные средства он предлагает использовать для решения внутренних проблем страны. Эти слова, вероятно, звучат музыкой для политической элиты России, но в политическом классе Америки они воспринимаются как безумная ересь.

Именно в вопросе о лидирующей роли США за последние 25 лет между политиками обеих ведущих партий возникло редкое для них согласие. Соединённые Штаты считаются исключительной и незаменимой страной в поддержании мирового порядка. Такое положение вещей принимается всеми без исключения, как данность. Ни одному политику даже не придёт в голову подвергать сомнению роль Америки в мире. Однако Трамп – это не профессиональный политик и не радетель устоявшихся идей. Он прямо называет вещи своими именами, указывая на то, что стремление к мировой гегемонии, интервенции и поддержка дружественных режимов стоили стране последние 15 лет 4 триллиона долларов. На эти деньги можно было бы восстановить всю дряхлеющую инфраструктуру.

Что получила Америка взамен? 40 тысяч убитых американцев в Ираке, всплеск исламского радикализма, появление ИГИЛ и соответствующий рост терроризма, полный хаос в Ливии, Ираке и Сирии. Разве этого недостаточно, чтобы подвергнуть идеи Трампа тщательному анализу? Судьба этих идей зависит от итогов выборов. Если победит Клинтон, то обсуждения не будет, статус кво сохранится, а присутствие США во всем мире нарастёт. А что если победа достанется Трампу? Хватит ли ему желания, воли и сил, чтобы претворить свои идеи в жизнь?

Предположим, желание у него останется прежним – хотя это тоже не факт, ведь он часто меняет свои взгляды. Однако даже если желание будет, одной решимости недостаточно – нужна непреклонная воля. А вот с волей у Трампа все в порядке, он привык добиваться своего.

Что же касается России, Трамп заявляет, что как великий мастер торга и сделок, он сможет договориться с Путиным. Тем не менее, следует помнить, что Трамп – делец. Отдавая что-то, он всегда хочет получить больше взамен. Что можно предложить России? Снятие санкций и возврат к нормальным экономическим отношениям с Западом, а также признание её мировым игроком. Однако вернуть Крым? Никогда. Таким образом, пакет крымских санкций останется в силе. А что ещё? Отказ от влияния в делах ДНР и ЛНР, что сделает невозможным давление на Киев? Это маловероятно, как с точки зрения имперской ментальности нашей политической элиты, так и с точки зрения массового сознания, пропаганда которого привела к исступлению. Трудно представить, что Трамп особенно заботится о судьбе Украины.

Тем не менее, он должен что-то получить взамен. А вот предложить России особо нечего, разве что мелочи. Поэтому, как мне представляется, возможны лишь точечные соглашения по вопросам, где интересы совпадают. Как это было при последнем Буше и сейчас при Обаме. Возможно, атмосфера станет менее напряженной.

Трамп не раз говорил о необходимости пересмотра отношений с союзниками, особенно по НАТО. Его возмущает, что страны, находящиеся под защитой США, не хотят вносить свою лепту в собственную оборону. Трамп требует, чтобы союзники начали тратить на военные нужды не менее 2% своего ВВП, как того требуют натовские правила. В противном случае Америка не будет защищать тех, кто не хочет за это платить. Более того, он намекает, что НАТО можно было бы и распустить. Для Кремля такие заявления, наверное, звучат соблазнительно, но никто не воспринимает их всерьез. Возможный роспуск НАТО с учетом нынешних отношений с Россией и угроз со стороны ИГИЛ выглядит нереальным.

Тем не менее, я допускаю, что США в конце концов смогут заставить своих союзников, как европейских, так и Японию, Саудовскую Аравию и, возможно, Турцию, платить за свою защиту. Уход Соединённых Штатов из Северо-Восточной Азии значительно усилит стратегические возможности Китая в ущерб интересам Японии, верного союзника Америки. Япония уже давно борется с Китаем за ряд островов и акваторий. В новых условиях этот спор станет академическим, так как предмет спора под давлением китайских сил перейдёт под юрисдикцию КНР.

Ситуация с Тайванем, ещё одним союзником США, еще более сложна. Китай всегда считал Тайвань своей временно отделённой территорией и реагирует на любые покушения на данный суверенитет очень болезненно. Уход американцев, возможно, создаст стратегические преимущества для России, открывая возможности для нашего военного флота. Однако также возможно, что Китай воспользуется этими возможностями, стремясь занять роль полновластного регионального лидера.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы