Персик бери!

— Гранат возьмешь? Нет? Неужели? — Персик бери! Сладкий, сладкий! Потом радоваться будешь! Так мы представляем азербайджанцев — торговцы, перепродавцы, рыночный люд. В последние годы о стране слышится мало, а лишь старшее поколение помнит прежний Баку с его очарованием и уютом. Современной молодежи, а также среднему поколению больше известны Турция и Египет, чем Азербайджан. С распадом СССР эта страна как будто исчезла с нашего горизонта, и великолепный Баку остался в глубоком прошлом. А жаль! За эти годы из обшарпанной провинции Баку превратился в яркий и привлекающий город — не в Дубай, но более чем современный, с архитетурой, местами даже футуристической.

При всей своей современности Баку словно дышит историей. Этот город был и, к радости европейских туристов, все еще остается Востоком. Особенно радует, что здесь сохранилось доброе отношение к россиянам, что становится все более редким среди когда-то братских народов. Город наполнен дружелюбной и по-южному расслабленной атмосферой, что особенно заметно для нас, приехавших из взбудораженной России.

Мы с водителем, человеком не юных лет, заходим в супермаркет за коробкой, чтобы переправить немного фруктов в Москву. Две молоденькие продавщицы устанавливают товар на полках. Водитель, общаясь с ними на азербайджанском, вызывает их внимание, и девушки с готовностью освобождают коробку. Никакого раздражения или грубости — простая мелочь, но за неделю жизни в Баку такие детали складываются в общее впечатление о городе.

К гостям здесь особое отношение. Вот история, которая могла произойти только здесь. Мы ехали по охраняемой президентской трассе, когда зазвонил телефон — местный, одолженный на время. Я автоматически передал трубку водителю. Не стоит. Как и у нас, разговор по телефону за рулем здесь считается нарушением, но штраф за него гораздо больше — 50 долларов. В итоге нас остановили, и водитель провел минуту с полицейскими. Вернулся довольный: оказалось, что полицейский поинтересовался, кого он вез. Узнав, что это гости, просто отпустил нас. Местные знакомые не удивились этой истории.

Современный Баку отличается идеальной чистотой. Центральная часть города, не маленькой, как и население в два миллиона, словно выскоблена зубной щеткой. Ничего подобного не увидите ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке, разве что в Сингапуре. Даже старинные здания, многим из которых более века, выглядят обновленными, словно к празднику, создавая радостное впечатление. Но эта чистота, похоже, имеет свои особенности. Она выглядит как бы для внешнего потребления.

Вот, к примеру, солидный дом в центре города, когда-то принадлежавший советской номенклатуре. Снаружи он выглядит величественно в духе сталинского неоклассицизма, но с внутреннего двора представляет собой потрепанную панельную коробку. Как мне рассказывали, идеальная чистота была наводена в преддверии первых Европейских Олимпийских игр, когда Баку принимал спортсменов и болельщиков из 50 стран. На путях следования гостей старые здания очистили от вековой сажи, обшарпанные фасады более поздней советской постройки были отделаны плиткой или протерты. А в местах, где ни чистка, ни облицовка не могли помочь, целые кварталы были просто загорожены декоративными заборами.

Что-то от «потемкинских деревень», но в итоге город стал гораздо более привлекательным. Построено в Баку было немало: целые кварталы современных домов, а также спортивные сооружения, часть из которых можно назвать архитектурными и технологическими новациями. Возможно, примером для азербайджанского начальства стал Дубай, но в Баку множество сооружений, которые подчеркивают место Азербайджана в современном мире. В первую очередь, это Культурный Центр Гейдара Алиева, который в 2014 году получил международную премию «Дизайн года». Многие считают Центр главной достопримечательностью Баку.

Соглашусь с этим, но, на мой взгляд, его значение заключается не только в архитектурных достоинствах. Центр производит неизгладимое впечатление на иностранцев, но, вероятно, для самого архитектора этот проект больше обращен к внутреннему миру страны, отражая ощущение себя в своем окружении. Здесь открывается необъятный простор для анализа.

Многие правители прошлого оставляли след в виде гигантских сооружений, вроде пирамид в Каире. Это было неким жестом самоутверждения. Возможно, Центр Гейдара Алиева является продолжением этих традиций, хотя сравнения напрашиваются. Площадь всего комплекса с прилегающим парком составляет 15,5 гектаров — больше половины территории московского Кремля. Само здание по полезной площади превосходит Кремлевский дворец, а периметр сравним с греческим Парфеноном. Внутреннее пространство Центра не уступает внешнему.

Однако возникает практический вопрос: а зачем все это? Официально этот объект предназначен для содействия развитию азербайджанской истории, языка и культурных ценностей. В день моего посещения в Центре проходила выставка бельгийского скульптора-авангардиста, а также выставка личных вещей принцессы Монако. Также там были экспозиции по азербайджанской истории и этнографии. Но большая часть выставочных площадей посвящена Гейдару Алиеву: его жизненный путь, личные вещи, автомобили и подарки от глав разных стран. В президентском указе об учреждении Центра указано, что цель центра — пропагандировать философию госстроительства и наследие общенационального лидера Гейдара Алиева.

Сложно сказать, насколько серьезно изучаются эти философия и идеология, но книги о национальном лидере постоянно пишутся и издаются.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы