В последние годы с различных государственных и религиозных трибун раздаются призывы к возрождению традиций многодетности. Примечателен обвинительный тон в адрес граждан, особенно женщин, выбравших путь самореализации или остановившихся на одном ребенке. Власти и Русская Православная Церковь конкурируют в осуждении женщин, которые отказываются от материнства. Челябинский депутат высказал желание законодательно обязать женщин рожать, а петербургский депутат Милонов предложил привлечь к уголовной ответственности тех, кто выбирает стиль жизни «чайлд-фри». Протоирей Димитрий Смирнов рекомендовал ввести налог на бездетных и малодетных, что ставит вопрос — а сколько же можно считать «мало»?
Мало кто говорит о том, что матери в России являются одной из самых униженных социальных категорий. Это не принято озвучивать, однако большинство осознает и смиряется с этим, что крайне прискорбно. Раз родив даже одного ребенка, женщина превращается в социально уязвимого человека, который может стать жертвой насилия со стороны партнера и не найти понимания у работодателей, поскольку с ребенком на руках сложно что-либо изменить. При этом государство демонстрирует безразличие. Ситуация усугубляется повышением платы за детский сад и сокращением числа льготников. Ясли фактически ликвидируют, а молодые матери, не имея возможности нанять няню, вынуждены сидеть в декрете до достижения ребенком трех лет. Таким образом, их возможности трудоустройства и карьерного роста стремительно сокращаются.
Многодетные матери настоящими героями вынуждены балансировать на грани выживания. Напоминает о себе трагическая история матери шести детей, которая покончила с собой, не получив кредита на 10 000 рублей, чтобы собрать детей к школе. 28 мая многодетные матери возобновили бессрочную голодовку перед офисом «Единой России», расположенным по адресу: г. Москва, Переяславский переулок, д.4, а также ко многим другим семьям России, которые 28 мая 2013 года вышли на акцию протеста.
Я лично побывал на встрече с многодетными матерями во время декабрьской голодовки. Их рассказы вызывали осязаемое ощущение горечи. Особенно меня поразила история Оксаны Рыжковой, матери пятерых детей, которую исключили из льготной очереди на жилье лишь на том основании, что она стала бабушкой и не подходит под категорию многодетных матерей. Когда Оксана приехала в Москву защищать свои права, она была избита полицейскими и отправлена в психиатрическую больницу.
Мэр Сочи сказал Анне Ермаковой: «Сочи — город не для бедных, уезжайте отсюда». Катя Мальдон, несмотря на хорошие доходы, не смогла получить ипотеку, так как, по мнению банков, у нее много иждивенцев. В настоящее время Катя и Оксана снова голодают. К ним присоединились Ирина Калмыкова и Анна Абдулла. Когда я пишу этот текст, к ним подъехали автозаки, возможно, чтобы их задержать. Девушки не собираются сдаваться. Есть опасение, что полицейские снова применят силу к этим стойким женщинам. В нашем патриархальном обществе материнство не уважается, =и зачастую человеческая жизнь не имеет ценности: «Бабы еще нарожают».
В мире, где царит культура насилия, материнство не имеет престижа. Однако самое страшное заключается в том, что в таком обществе человеческая жизнь не ценится, а такие идеалы, как свобода и равенство, становятся всего лишь словами. И возникает вопрос: будут ли женщины продолжать рожать в таких условиях?