Николай Сванидзе: Дмитрию Быкову

Дорогой Дмитрий!

Мое искреннее восхищение Вашим огромным талантом не может помешать мне категорически не согласиться с Вами по конкретному вопросу. Дело, по сути, не в Петре Толстом — было бы из-за кого нам с Вами спорить! Важно рассмотреть саму суть темы.

Понимаю, громкая фамилия провоцирует на параллели, лестные для ее носителя. Но он не имеет на это права. Вы утверждаете: «Надо сказать ему спасибо!» и добавляете: «Он поднес к лицу России зеркало!» Я бы сказал, что именно он не поднес к лицу России. За что, собственно, спасибо? За то, что человек в ранге зампредседателя парламента великой страны громко и публично испортил атмосферу? Разве это сопоставимо с великим прадедом?

Что именно он открыл и кому показал? Он лишь повторил неуверенно и робко те идеи, которые в России, да и не только в ней, черносотенцы, начиная с Пуришкевича и даже раньше, уже не раз произносили. Нацисты в Германии, например, показали народу его внутренние комплексы, и имели успех. Но, мне кажется, немецкий народ давно не благодарит их за это.

В каждом народе, как и в каждом человеке, в мрачных глубинах таится что-то страшное и постыдное, но я не уверен, что это необходимо извлекать на поверхность и обсуждать, как неприятную вещь из носа. Слово — это тоже дело, и Вы знаете это как никто другой.

США, где расистские настроения всегда были сильны, именно жестким запретом на их публичную демонстрацию в конечном итоге добились исторического избрания первого черного президента. Есть вещи, которые должны быть признаны абсолютно неприличными и невозможными. По определению, без дискуссий. За этим стоит опыт всей человеческой цивилизации. В противном случае, подобно семейному насилию, всё будет «декриминализовано», морально разрешено.

Ваш Н. Сванидзе

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы