Вчерашний шторм в Сочи, хоть и не слишком сильный, наглядно продемонстрировал, как на самом деле работают самые дорогие в мире олимпийские объекты. От мощных волн разрушилась «инженерная защита Имеретинской низменности, включая берегоукрепление». Адлерский фотограф Олег Смеречинский опубликовал в своем блоге первые снимки с места событий. Олег, известный своей точностью, отметил: «разрушена добрая сотня метров, наблюдается просадка и разлом элементов конструкции». Вспоминаются общественные обсуждения этого проекта в 2008 году, когда местные специалисты и жители Имеретинки сомневались в его эффективности. К сожалению, их мнения были проигнорированы. Теперь эта «защита» станет постоянным бременем для бюджета, так как ее придется бесконечно латать, что было очевидно изначально.
В то время Юрий Поляков, представитель общественного градостроительного совета и руководитель города Сочи в период перестройки, говорил: «Сдадим, построим прямо перед олимпийскими играми, мероприятие пройдет, а потом все будет медленно оседать. Бюджетные деньги – это наши с вами деньги. Еще никто не отменял экономических сопоставлений, сравнений, удельных затрат и так далее. Без экономического сопоставления, без цифр, доклады выглядят сегодня совершенно не подготовленными». Однако, по сути, экономически олимпиада все же состоялась. В плитах будто нет арматуры.
В декабре 2009 года аналогичный шторм размыл грузовой порт Имеретинский, который должен был быть построен к олимпиаде тогдашним инвестором Олегом Дерипаской, естественно, за счет госкредитов. Восстановление порта затянулось так надолго, что он стал уже не нужен.
Сейчас история неожиданно переносит нас с берегов Черного моря на известный остров Кипр. Там не проводятся олимпийские игры, но зарегистрирован офшор Marc O’Polo Investments, принадлежащий партнеру Путина по дзюдо Аркадию Ротенбергу. Дальше вошла в игру типичная схема — Marc O’Polo контролирует пакет акций «Мостотреста», а «Мостотрест» во время активного строительства владел корпорацией «Инжтранстрой», занимавшейся строительством олимпийских объектов. Таким образом, основные деньги за строительство берегоукрепления ушли на берега Средиземного моря, и, вероятно, далее — в Швейцарию.
Может быть, это совпадение, но 4 февраля 2013 года, за день до приказа Путина отобрать у братьев Билаловых горнолыжный курорт «Горная Карусель» из-за разрушившегося олимпийского трамплина, Ротенберг сообщил о продаже акций «Инжтранстроя». Очень вовремя избавился от активов.
